Исходя из текста вопроса, указанные работы можно отнести дооборудованию. Расходы по дооборудованию увеличивают первоначальную стоимость основного средства (здания), либо их можно учесть как отдельный объект основных средств (п. 42 Приказа Минфина России от 13.10.2003 № 91Н).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как провести и отразить в бухучете ремонт основных средств
Чем ремонт отличается от реконструкции и модернизации
Поскольку ремонт, реконструкцию и модернизацию в бухучете и при налогообложении отражают по-разному, важно правильно их классифицировать. Стоимость восстановительных работ для разграничения таких понятий значения не имеет. Тут имеет значение цель, с которой такие работы проводят (см. таблицу ниже):*
Вид работы | Цель |
Ремонт | Устранить неисправность, которая мешает эксплуатировать объект, восстановить работоспособность. При этом свойства объекта не меняются (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29) |
Модернизация | Изменить технологическое и служебное назначение объекта, улучшить часть свойств основного средства. Например, чтобы работать с ним можно было с повышенными нагрузками (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Реконструкция | Переустроить объект так, чтобы увеличилась его мощность, улучшилось качество продукции или стала шире ее номенклатура (абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ) |
Чтобы определить, является ли восстановление недвижимости ремонтом, реконструкцией или модернизацией, руководствуйтесь следующими документами:
- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279;
- Ведомственными строительными нормативами (ВСН) № 58-88 (Р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312;
- письмом Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80.
Об этом сказано и в письмах Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-11-06/2/41, от 25 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/87 и от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794.
Сергей Разгулин,
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья:Пожарная лестница – это достройка объекта
На основании рекомендаций пожарного инспектора руководство школы решило пристроить к основному зданию школы пожарную лестницу. Будет ли она увеличивать стоимость здания? Нужно ли регистрировать пристройку и подавать документы в БТИ?
На оба вопроса ответ утвердительный. Да, после сооружения лестницы первоначальная стоимость здания изменится. Да, пристройка должна быть отражена в паспорте БТИ и зарегистрирована.
Дело в том, что в описанной ситуации пожарная лестница будет считаться достройкой или дооборудованием объекта.* Поэтому лестницу нельзя поставить на учет как отдельное основное средство. Вложения в объеме фактических затрат надо будет учесть на счете 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства». То есть расходы осуществляются по коду КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Данные о достройке основного здания обязательно вносят в Инвентарную карточку учета объекта основных средств в раздел 5 «Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств». В нем указывают сумму затрат на проведение строительных работ.
Право учреждения на здание подлежит обязательной государственной регистрации. Стало быть, такое существенное изменение, как достройка объекта недвижимости, необходимо отразить в паспорте БТИ и осуществить государственную регистрацию прав на достроенное здание в территориальном органе Росрегистрации. Кстати, чтобы у школы не возникло проблем с оформлением регистрации, необходимо помнить, что до начала проведения строительных работ учреждению нужно получить на них разрешение (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Отвечала Т.И. ФИСЕНКО,
главный бухгалтер МУ
«Централизованная бухгалтерия»
Журнал «Учет в сфере образования» № 3, 2010 г.
3. Рекомендация: Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении достройку (дооборудование) основных средств
В связи с производственной необходимостью организация может основное средство достроить (дооборудовать).*
Ситуация: что понимается под достройкой и дооборудованием основных средств*
Достройка и дооборудование проводятся с целью придать основному средству новые качества и характеристики (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ). Однако сами термины «достройка» и «дооборудование» в законодательстве не определены. Вместе с тем в пункте 6 ПБУ 6/01 и пункте 10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, установлено, какие приспособления и принадлежности должны учитываться вместе с основным средством. Следуя этим требованиям, можно определить достройку и дооборудование основного средства следующим образом.*
Достройка – это возведение новых частей зданий (сооружений). Например, пристройка к зданию. При этом возведенные части должны составлять единое целое со зданием (сооружением) и не иметь самостоятельного хозяйственного назначения. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/91. Кроме того, в письме Минфин России от 26 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/251 сказано, что к достройке можно отнести внутренние и наружные работы по отделке зданий (сооружений). При условии, что эти работы проводятся не в связи с ремонтом здания (сооружения).
Дооборудование означает дополнение основного средства новыми (а не взамен уже существующих) частями, деталями и другими предметами, которые будут с ним составлять единое целое и иметь общее управление. Например, для компьютера это установка CD-ROM, для автомобиля – монтаж кунга на шасси, для здания (помещения) – монтаж пожарной сигнализации. Если при этом не происходит изменения технологического или служебного назначения основного средства, то такие работы не являются дооборудованием (письмо Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/94).
Способы выполнения
Достройку (дооборудование) основных средств можно выполнить:
- хозспособом (т. е. собственными силами организации);
- подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций (предпринимателей, граждан)).
Если организация выполняет достройку (дооборудование) не собственными силами, то с исполнителями нужно заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ).
Документальное оформление
Документальное оформление передачи объекта основных средств на достройку(дооборудование) зависит от способа выполнения работ: подрядным способом или собственными силами.
При передаче основного средства подрядчику оформите акт о приеме-передаче основного средства на достройку (дооборудование). Поскольку унифицированной формы акта нет, разработайте ее самостоятельно. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков (ст. 714 и 15 ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет затруднительно.
При выполнении работ по достройке (дооборудованию) собственными силами поступайте так. Если объект основных средств передается в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу), составьте накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2. Если при достройке(дооборудовании) местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно. Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
По окончании работ по достройке (дооборудованию) объекта основных средств составьте акт о приеме-сдаче работ (п. 71 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Так, при достройке зданий и сооружений подрядным способом должны быть составлены акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.
В других случаях при достройке (дооборудовании) основных средств унифицированной формы акта не предусмотрено. Акт о приеме-сдаче достроенных (дооборудованных) основных средств организация разрабатывает самостоятельно. Акт подписывают:
- члены приемочной комиссии, созданной в организации;
- сотрудники, ответственные за достройку (дооборудование) основного средства (или представители подрядчика);
- сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после достройки (дооборудования).
После этого акт утверждает руководитель организации и его передают бухгалтеру.
Регистрация изменений характеристик ОС
В результате достройки могут измениться характеристики здания (сооружения), которые были первоначально указаны при его госрегистрации. Например, общая площадь здания или этажность. В этом случае новые характеристики здания (сооружения) необходимо зарегистрировать в госреестре (п. 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219). При этом здание (сооружение) не заново регистрируется, а производится лишь запись в реестре об изменении его характеристик.
Для регистрации изменений нужно представить в территориальное отделение Росреестра:
- заявление о внесении изменений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- документы, подтверждающие изменение соответствующих сведений, ранее внесенных в госреестр прав (например, справку из БТИ);
- платежное поручение на уплату госпошлины в сумме 600 руб. (подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Об этом сказано в пунктах 4 и 5.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457, разделе IX Методических указаний, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184.
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств изменяют (увеличивают) их первоначальную стоимость в бухучете (п. 14 ПБУ 6/01).
Учет затрат
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств учитывайте на счете 08«Вложения во внеоборотные активы» (п. 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Чтобы обеспечить возможность получения данных по видам капитальных вложений, к счету 08 целесообразно открыть субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)».*
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств хозспособом состоят:
- из стоимости расходных материалов;
- из зарплаты сотрудников;
- из зарплатных налогов, взносов и т. д.
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств собственными силами отразите проводкой:
Дебет 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)» Кредит 10 (16, 23, 68, 69, 70...)
– учтены расходы на достройку (дооборудование) основного средства.
Если организация достраивает (дооборудует) основное средство с привлечением подрядчика, то его вознаграждение отразите проводкой:
Дебет 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)» Кредит 60 (76)
– учтены затраты на достройку (дооборудование) основного средства, выполненную подрядным способом.
По завершении работ по достройке (дооборудованию) затраты, учтенные на счете 08, можно включить в первоначальную стоимость основного средства либо учесть обособленно на счете 01 (03). Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
При включении затрат на достройку (дооборудование) в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:
Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)»
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат на достройку (дооборудование).
В этом случае расходы на достройку (дооборудование) отразите в инвентарной карточке учета объекта основных средств по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (применяется малыми предприятиями). Если сведения о достройке (дооборудовании) основного средства отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую. Об этом сказано в пункте 40 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
При обособленном учете затраты на достройку (дооборудование) спишите на отдельный субсчет к счету 01 (03). Например, субсчет «Расходы на достройку (дооборудование) основного средства»:*
Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на достройку (дооборудование) основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)»
– списаны затраты на проведение достройки (дооборудования) основного средства на счет 01 (03).
В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку по форме № ОС-6. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н*.
ОСНО: налог на прибыль
В налоговом учете расходы на достройку (дооборудование) объектов непроизводственного назначения не учитывайте. Связано это с тем, что все расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). То есть связаны с производственной деятельностью организации.
Расходы на достройку (дооборудование) основного средства производственного назначения в течение периода проведения этих работ налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают. После того как основное средство будет полностью достроено (дооборудовано), расходы на проведение этих работ включите в его первоначальную стоимость (при линейном методе начисления амортизации) или в суммарный баланс амортизационной группы, в которую входит данное основное средство (при нелинейном методе начисления амортизации). Эти расходы будут погашаться посредством амортизации. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 257, пункта 2 статьи 259.1, абзаца 2 пункта 3 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ.*
Если организация применяет метод начисления, первоначальную стоимость основного средства увеличьте после завершения работ по достройке(дооборудованию) (п. 1 ст. 272 НК РФ). Если же организация применяет кассовый метод, первоначальную стоимость основного средства увеличьте по мере окончания работ по достройке (дооборудованию) и оплаты расходов на их проведение (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Законодательством не предусмотрен пересчет нормы амортизации в связи с достройкой (дооборудованием) основного средства. Поэтому после достройки (дооборудования) амортизацию по объекту основных средств начисляйте по прежним нормам. При применении линейного метода используйте формулу*:
Ежемесячная сумма амортизации | = | Первоначальная стоимость основного средства после достройки (дооборудования) | ? | Норма амортизации |
При применении нелинейного метода используйте формулу:
Ежемесячная сумма амортизации | = | Суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы), в которую входит основное средство после достройки (дооборудования) | ? | Норма амортизации |
Такой порядок следует из пункта 2 статьи 257, пункта 2 статьи 259.1, пунктов 3 и 4статьи 259.2 Налогового кодекса РФ.
Не более 10 процентов (30% – в отношении основных средств, входящих в третью–седьмую амортизационные группы) затрат на достройку(дооборудование), включенных в первоначальную стоимость основного средства, организация имеет право списать в расходы единовременно. Такое положение должно быть зафиксировано в учетной политике организации для целей налогообложения. Этот порядок следует из пункта 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 27 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/140.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Статья:Лифт в здании: спорные вопросы налогообложения
От решения вопроса о том, как квалифицировать расходы по ремонту и эксплуатации лифтов, напрямую зависят налоговые последствия для компании. Дело в том, что в случае ремонта затраты полностью учитываются при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (п. 1 ст. 260 НК РФ). При проведении реконструкции они включаются в первоначальную стоимость основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Поэтому от того, к какому виду расходов отнести произведенные работы, зависит величина налога на прибыль. На данный момент неоднозначным является вопрос о том, можно ли учитывать лифт в налоговом учете как самостоятельный объект*.
Кроме того, в случае, если зданием владеет несколько собственников, неясности могут возникнуть при распределении указанных расходов между ними. Эти и другие ситуации, которые вызывают сложности в налоговом учете компании, отражены в таблице.
Ситуация | Позиция контролирующих органов | Позиция налогоплательщика |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ | ||
При строительстве здания лифт принят в налоговом учете в качестве отдельного объекта основных средств* |
Глава 25 НК РФ не регламентирует порядок учета сложных объектов основных средств, состоящих из нескольких частей. Если понятие не определено в НК РФ, оно применяется в том значении, в каком используется в других отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). На этом основании Минфин России делает вывод, что в налоговом учете для этих целей надо применять определение инвентарного объекта из ПБУ 6/01, которое соответствует понятию объекта классификации материальных основных фондов из Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359. То есть если совокупность устройств, средств, оборудования отвечает понятию «обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов» и для каждого объекта конструктивно сочлененных предметов установлен одинаковый срок полезного использования, то по усмотрению организации эти объекты могут учитываться как единый инвентарный объект. Это решение организации должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения прибыли (письмо от 20.01.09 № 03-05-05-01/06)* |
У организации, выделившей лифт в отдельный объект ОС, в случае споров с налоговиками есть шансы доказать свою правоту в суде. Так как арбитражная практика в основном складывается в пользу налогоплательщика. Например, ФАС Московского округа указал, что срок полезного использования инженерных систем, конструктивно входящих в здание, существенно отличается от срока полезного использования самого здания. Таким образом, налогоплательщик вправе принять их к бухгалтерскому и налоговому учету в качестве самостоятельных объектов ОС с отнесением к разным амортизационным группам* (постановление от 16.09.11 № А40-130812/10-127-755). В другом судебном споре налоговики потребовали исключить из состава налоговых расходов суммы амортизации, начисленной по лифтам, обосновав свою позицию тем, что согласно ОКОФ лифты входят в состав здания и не могут учитываться как самостоятельные объекты. Суд не согласился с такими доводами, указав, что лифты и здание относятся к разным амортизационным группам. Если сроки полезного использования частей сложного ОС различаются, они учитываются как самостоятельные объекты (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.07, 12.04.07 № 09АП-3344/2007-АК) |
Расходы по замене лифта, не выделенного в отдельный инвентарный объект, компания учла в составе расходов на ремонт здания |
Расходы по замене лифта, который учитывался в составе единого инвентарного объекта — здания, можно учесть единовременно в качестве расходов на капитальный ремонт здания. Но только при условии, что основные технические параметры (грузоподъемность, скорость, количество этажей, обслуживаемых лифтом) нового лифта остались прежними. Данные затраты учитываются в том периоде, в котором они были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Такая позиция изложена в письме Минфина России от 05.12.12 № 03-03-06/1/628. Однако, если лифт учитывался как отдельный объект ОС, налоговики могут потребовать признавать затраты на замену такого лифта через амортизацию самостоятельного объекта ОС. Так, ФАС Московского округа поддержал контролирующие органы, указав, что лифт имеет срок износа, отличный от срока износа основного здания, в связи с чем расходы на его замену не являются текущими. Затраты по приобретению, доставке, установке и испытаниям нового лифта необходимо учитывать как самостоятельный инвентарный объект (постановление от 21.01.11 № КА-А40/16849-10) |
Официальная позиция, изложенная в письме Минфина России от 05.12.12 № 03-03-06/1/628, выгодна налогоплательщику. Более того, ее подтверждает и судебная практика. Например, ФАС Московского округа в постановлении от 01.12.10 № А40-15827/10-116-96 указал, что так как лифт учитывался в составе здания, то при его замене для выделения нового лифта в отдельный объект основных средств оснований не имелось. Такие затраты относятся к расходам на ремонт здания (ст. 260 НК РФ). Определением ВАС РФ от 17.03.11 № ВАС-2814/11в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ отказано |
Работы по улучшению эксплуатационных показателей лифта компания отнесла к ремонту |
УФНС России по г. Москве в письме от 27.09.11 № 16-12/093516@ рассмотрело вопрос квалификации расходов по замене лифта, руководствуясь в своих выводах: — Положением о порядке организации эксплуатации лифтовв РФ (утв. приказом Госстроя России от 30.06.99 № 158); —Временным положением о порядке и условиях проведения модернизации лифтов (РД 10-104-95) (утв. постановлением Госгортехнадзора России от 29.11.95 № 59). Так, к капитальному ремонту относятся работы по замене одного или нескольких узлов электродвигателя главного привода, редуктора лебедки или червячной пары редуктора, тормозного устройства, электрощита (панели) управления лифтом, купе кабины, ограничителя скорости, створок дверей шахты и кабины, пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины, канатоведущего шкива, канатов. При этом, по мнению налоговиков, работы относятся к модернизации и увеличивают первоначальную стоимость ОС (п. 2 ст. 257 НК Ф) в следующих случаях. Во-первых, если на лифтах, отработавших срок службы, произошла замена старого оборудования (низковольтного комплектного устройства, лебедки, купе кабины и т. д.) на современное. Во-вторых, если работы проведены до истечения срока службы лифта с целью улучшения его эксплуатационных и эстетических показателей |
Обширная судебная практики по вопросу признания работ ремонтом или модернизацией указывает на сложность их квалификации. Таким образом, при возникновении разногласий с инспекторами свою правоту компании, вероятнее всего, придется отстаивать в суде в каждом конкретном случае. Суд будет принимать решение, руководствуясь понятиями реконструкции, модернизации и т. п., установленными в пункте 2статьи 257 НК РФ. Например, ФАС Волго-Вятского округа указал, что к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами. В случае если налоговики не представят доказательств, свидетельствующих о том, что улучшение характеристик лифта привело к улучшению производственных показателей функционирования здания в целом, спорные затраты компания вправе учитывать в составе расходов на ремонт (постановление от 15.09.08 № А82-1041/2007-28) |
Зданием владеет несколько собственников, расходы на его обслуживание делятся пропорционально их долям |
Ситуация, когда зданием пользуются две организации, была рассмотрена в письме УФНС России по г. Москве от 27.09.11 № 16-15/093507@. Налоговики разъясняют, что обязательным критерием признания расходов для целей налогообложения является их обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Следовательно, расходы на текущее содержание площадей общего пользования распределяются между двумя пользователями помещений в здании пропорционально занимаемым площадям в соответствии с договором о долевом содержании площадей общего пользования. Если же все расходы несет один из собственников, часть из них может быть признана налоговым органом в качестве экономически необоснованных затрат |
Судебных решений по аналогичным спорам найти не удалось. Однако вполне вероятно, что при вынесении решения суд будет также руководствоваться экономической оправданностью затрат и поддержит налоговиков |
Денежные средства на ремонт лифта аккумулируются на счете одного из собственников. Данные перечисления учитываются как авансы выданные и полученные |
Минфин России разъяснил, что собственники имущества могут устанавливать порядок проведения ремонтных работ и участия в расходах на содержание общего имущества (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 64). При замене лифтов денежные средства, перечисленные собственниками помещений балансодержателю в размере, соответствующем их доле в здании, следует рассматривать как авансы выданные и полученные. После приобретения и установки лифта эти расходы могут быть учтены в соответствии с правилами главы 25 НК РФ (письмо от 10.08.12 № 03-03-06/1/392) |
Официальная позиция вполне логична и выгодна налогоплательщикам. Судебных решений по данному вопросу не найдено |
Собственник здания, который фактически не пользуется лифтом (находится на первом этаже), также несет расходы на его эксплуатацию и учитывает их при исчислении налога на прибыль |
Писем Минфина и ФНС России по данному вопросу нет. Однако имеются разъяснения Минрегиона России (письмо от 06.03.09 № 6177-АД/14) о расходах на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, к которому относятся и лифты. По нашему мнению, данная позиция применима и в отношении коммерческой недвижимости. В письме, в частности, сказано, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества определяется долей собственника в праве общей собственности на общее имущество (ч. 1 ст. 37 и ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). В связи с этим расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники помещений независимо от положения таких помещений в доме. Такие затраты не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов. Указанный подход отражен также в решении Верховного суда РФ от 26.05.05 № ГКПИ05-588. Исходя из изложенного, признание расходов на содержание лифтов в доле, пропорциональной занимаемой площади, экономически обоснованно для всех собственников здания |
ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). То есть собственники помещений обязаны нести расходы по содержанию общего имущества в размере, пропорциональном размеру принадлежащей им площади. При этом положения ЖК РФ и ГК РФ не содержат каких-либо исключений для собственников помещений, расположенных на первых этажах или имеющих обособленные входы. Фактическое неиспользование общего имущества не освобождает от участия в таких расходах. Законодательство не устанавливает взаимосвязь личного пользования собственником общего имущества с обязанностью несения бремени расходов на его содержание (постановление от 02.06.11 № А38-37/2010) |
Затраты на страхование ответственности при эксплуатации лифтов как опасных объектов компания учла в налоговых расходах |
Минфин России в письме от 12.03.12 № 03-11-06/2/41указал на возможность учета расходов на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта для организаций на УСН. Такой подход справедлив и в отношении общего режима налогообложения. Расходы на обязательное страхование учитываются в налоговой базе по прибыли в соответствии со статьей 263НК РФ. Требования об обязательном страховании гражданской ответственности в течение всего срока эксплуатации опасного объекта установлены в статье 4Федерального закона от 27.07.10 № 225-ФЗ. К опасным объектам, в отношении которых владельцы обязаны осуществлять обязательное страхование, отнесены, в частности, расположенные на территории РФ лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитене)( подп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.10 № 225-ФЗ ) |
Позиция контролирующих органов, позволяющая учитывать указанные расходы в налоговой базе по прибыли, выгодна налогоплательщику. Арбитражная практика по данному вопросу отсутствует |
Расходы на подготовку и аттестацию работников, обслуживающих лифты, в области промышленной безопасности компания учла для целей налогообложения | Официальных разъяснений по данному вопросу нет. Однако можно предположить, что контролирующие органы будут руководствоваться критерием экономической обоснованности данных затрат (ст. 252 НК РФ). В частности, аттестованный работник должен быть связан именно с эксплуатацией лифтов | Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.11 № 824 принят Технический регламент «Безопасность лифтов». Документ устанавливает, в частности, требования выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом (п. 3 ст. 4). При этом обязанность обеспечить нормальные условия труда, в том числе принять меры по предотвращению аварийных ситуаций, возложена на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Таким образом, расходы на аттестацию и подготовку работников, связанных с эксплуатацией лифтов, экономически оправданны и учитываются в составе прочих (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
НДС | ||
Работы по монтажу лифта собственными силами организация не признает СМР, выполненными хозспособом, и не начисляет с них НДС |
Официальная позиция состоит в следующем. Минфин России в письме от 05.11.03 № 04-03-11/91 указал, что строительно-монтажные работы для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях реконструкции, модернизации и т. п. Из этого следует, что признаком, квалифицирующим выполняемые работы в качестве СМР, является капитальность. При этом Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг ОК 004-93(утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17) установлено, что работы по монтажу оборудования не относятся к СМР, им присвоены различные коды (для СМР предназначен код 4560521, для монтажа оборудования — 4560522). Тем не менее Минфин России настаивает, что к числу объектов налогообложения по НДС относятся операции по выполнению СМР для собственного потребления (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). В связи с этим операции по монтажу оборудования, выполняемые собственными силами налогоплательщика, признаются объектом налогообложения по НДС (письмо от 29.05.07 № 03-07-11/142) |
Суды не согласны с официальной позицией и поддерживают налогоплательщиков. Так, ФАС Поволжского округа в своем решении указал, что сборка и монтаж оборудования не подпадают под понятие СМР, выполненных собственными силами — хозяйственным способом. Следовательно, не являются объектом налогообложения по НДС (постановление от 25.04.07 № А57-11919/06-6). ФАС Западно-Сибирского округа определил, что монтируемое имущество не является объектом недвижимости. Работы по реконструкции и монтажу оборудования не относятся к капитальному строительству. Так как строительные работы при реконструкции оборудования организацией не производились, объект налогообложения НДС отсутствует (постановление от 31.05.07 № Ф04-3601/2007(34912-А27-42)) |
На стоимость услуг по содержанию лифтового хозяйства жилого фонда компания НДС не начисляет |
Согласно официальной позиции освобождению от налогообложения НДС подлежат операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). То есть не облагается НДС только плата за наем жилья и предоставление его в аренду юрлицам (ст. 671 ГК РФ). Услуги по техническому ремонту, санитарному обслуживанию мест общего пользования, содержанию лифтового хозяйства жилого фонда подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 10.06.04 № 03-03-09/17). Иными словами, расходы на содержание лифтов, входящие в состав арендной платы жилого помещения, облагаются НДС |
Позиция налогоплательщиков, не включающих услуги по содержанию лифтов жилого фонда в базу по НДС, не находит поддержки в судах. Например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.07 № 09АП-14533/2007-АК арбитры подтвердили, что в облагаемую НДС базу не включается лишь плата за пользование жилым помещением (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). Услуги по содержанию и ремонту общего имущества облагаются налогом. Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Поволжского округа от 26.07.11 № А55-21074/2010 |
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО | ||
Стоимость лифта, учитываемого как отдельный объект, компания включила в базу при расчете налога на имущество по зданию |
Минфин России неоднократно разъяснял следующее. Объектом недвижимого имущества, в отношении которого исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество, является единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В него включается имущество, которое функционально связано со зданием так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на имущество в состав объекта недвижимости необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты ОС, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети и т. п. (письма от 16.10.12 № 07-02-06/247, от 21.04.11 № 07-02-06/58 и от 23.09.08 № 03-05-05-01/57) |
Судебных решений, в том числе оспаривающих официальную позицию, найти не удалось. Из чего можно сделать вывод, что налогоплательщики в целом разделяют позицию Минфина России. Невключение в налоговую базу по зданию стоимости лифтов, принятых на учет с 1 января 2013 года, приведет к занижению налога на имущество. Ведь отдельно их стоимость не будет признаваться объектом налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). А значит, неизбежны претензии со стороны налоговых органов |
Журнал «Российский налоговый курьер» № 7, 2013 г.
08.06.2015г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.