Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 июля 7 просмотров

Приняли решение о списании ОС. Оно будет демонтироваться течение 1-1,5 лет. В момент принятия решения:- учитывает ост.стоимость на отдельном субсчете счета 01.03 "выбытие"- списываем амортизациюНа 91 списываем остаточную стоимость с 01.03 после окончания ликвидации ОС.Соответственно в этом момент оформим Акт на списание.Каким документом д.б. оформлен перевод ОС на ликвидацию?Достаточно ли приказа?

Процесс ликвидации объекта основных средств может занимать длительное время. Возможна ситуация, когда объект выведен из эксплуатации (начата ликвидация) в одном отчетном (налоговом) периоде, а закончена ликвидация - в другом.

Списание (перевод) основного средства оформляется приказом руководителя организации. Приказ руководителя организации о ликвидации основного средства служит основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а). Кроме того, оформлять приказ о ликвидации основных средств зачастую требуют и большинство налоговых инспекторов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 23 мая 2006 г. № 20-12/45320 и УМНС России по г. Москве от 23 августа 2004 г. № 26-12/55121).

Акт о списании объекта основных средств может быть подписан только после окончательного завершения процесса ликвидации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств

<…>


Документальное оформление

Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности.*

  1. Создают ликвидационную комиссию и получают ее заключение.
  2. Исходя из заключения руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом.
  3. Составляют акт о списании основного средства.
  4. Делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта.

Такой алгоритм действий следует из пунктов 75–80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

<…>


Ситуация: нужно ли оформлять приказ руководителя организации о ликвидации основного средства

Да, нужно.

Приказ руководителя организации о ликвидации основного средства служит основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а). Кроме того, оформлять приказ о ликвидации основных средств зачастую требуют и большинство налоговых инспекторов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 23 мая 2006 г. № 20-12/45320 и УМНС России по г. Москве от 23 августа 2004 г. № 26-12/55121).*

Типового образца приказа о ликвидации основного средства нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.

<…>

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2.Статья:Ликвидируем основные средства по правилам

Оформление «первички». Во избежание налоговых споров (по налогу на имущество и по налогу на прибыль) следует обратить внимание на оформление документов. В частности, актов о списании по формам № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б и инвентарной карточки по форме № ОС-6 (утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Дело в том, что порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется в том числе Методическими указаниями... утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н (далее – Методические указания). Где предусмотрено, что принятое комиссией решение о списании объекта отражается в акте, который утверждается руководителем организации. И что на основании такого акта в инвентарной карточке производится отметка о выбытии основных средств.

Если бумаги не оформлены (либо оформлены позже), налоговики при проверке могут не признать расходы, связанные с ликвидацией основных средств, ссылаясь на отсутствие первичных документов, которые, по их мнению, обязательны для списания «ликвидационных» расходов. Несмотря на то, что они являются «первичкой» для бухгалтерского учета. Такая ситуация была рассмотрена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 июля 2011 г. по делу № А56-49067/2010. Правда, судьи в этом вопросе с инспекторами не согласились, придя к заключению, что расходы по ликвидации признаются на дату подписания акта-приемки выполненных работ, выставленного исполнителем.

Кстати, в приведенном выше письме Минфина России № 03-05-05-01/55 тоже сказано, что внереализационные расходы учитываются при определении налоговой базы единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (а не на дату подписания форм № ОС-4, № ОС-4а и т. д.). Однако пренебрегать оформлением всех положенных документов не следует, это избавит компанию от претензий.*

Журнал «Учет в строительстве» №2, февраль 2012

А.В. Анищенко

аудитор ООО «Аудиторская фирма “АТОЛЛ-АФ”»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка