Переоценка основных средств проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Результаты проведенной переоценки учитываются при формировании данных Бухгалтерского баланса за этот год. Таким образом, результаты переоценки должны быть отражены по состоянию на 31.12.2013г.
Переоценив группу однородных объектов основных средств, организация должна делать это регулярно. Однако в законодательстве не сказано, как часто нужно проводить переоценку, чтобы она считалась регулярной. В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано только, что организация не должна переоценивать основные средства чаще одного раза в год.
В такой ситуации организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Например, в учетной политике для целей бухучета можно указать, что переоценка по основным средствам будет проводиться ежегодно или с регулярностью каждые два (три и т. д.) года.
Внимание: нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух »
Рекомендация: Как провести переоценку основных средств
Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
Периодичность переоценки
Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: каковы предельные сроки проведения переоценки основных средств
Переоценка основных средств проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Результаты проведенной переоценки учитываются при формировании данных Бухгалтерского баланса за этот год. Об этом сказано в пункте 15 ПБУ 6/01 и пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.*
Годовой бухгалтерский баланс должен быть утвержден в зависимости от организационно-правовой формы, в частности:
– общим собранием акционеров (АО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
– общим собранием участников (ООО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Таким образом, возможные сроки проведения переоценки основных средств – это период с 31 декабря отчетного года до утверждения годового баланса на общем собрании акционеров (участников) следующего за ним года.
Регулярность переоценок
Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
Ситуация: должна ли организация ежегодно проводить переоценку основных средств. Ранее основные средства уже подвергались переоценке
Нет, не должна.
Переоценив группу однородных объектов основных средств, организация должна делать это регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако в законодательстве не сказано, как часто нужно проводить переоценку, чтобы она считалась регулярной. В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано только, что организация не должна переоценивать основные средства чаще одного раза в год.
В такой ситуации организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Например, в учетной политике для целей бухучета можно указать, что переоценка по основным средствам будет проводиться ежегодно или с регулярностью каждые два (три и т. д.) года.
Внимание: нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
При нерегулярном проведении переоценок на счете 01 (03) будет отражаться недостоверная информация о стоимости основных средств, ранее подвергшихся переоценке. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.
Если организация один раз пропустила срок, установленный в учетной политике для целей бухучета для проведения переоценки, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если два раза подряд и больше – размер штрафа увеличится до 30 000 руб.*
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
Кроме того, за нерегулярное проведение последующих переоценок основных средств (за нарушение правил ведения бухучета) по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ). Однако наказание последует только в том случае, если нерегулярность проведения переоценки основных средств приведет к искажению показателей бухгалтерской отчетности или сумм налогов не менее чем на 10 процентов.
Документальное оформление решения о переоценке
Решение о проведение переоценки основных средств оформляется приказом руководителя организации, в котором следует указать:
- сотрудников, которые будут участвовать в переоценке;
- группы однородных объектов основных средств, подлежащих переоценке.
- На основании приказа бухгалтер должен подготовить перечень объектов, входящих в группу однородных основных средств (предварительно проверив их наличие). В перечне рекомендуется указать следующую информацию по каждому объекту основных средств:
- точное название;
- дату приобретения (сооружения);
- дату принятия к учету.
Такой порядок установлен в пункте 45 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
При переоценке по каждому однородному объекту основных средств проводится:
- расчет восстановительной стоимости;
- пересчет суммы начисленной амортизации;
- расчет общей суммы уценки (дооценки).
Об этом сказано в пункте 46 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
27. 03.2014г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.