если основное средство вводится в эксплуатацию не сразу, оно принимается к учету на отдельный субсчет к счету 01 «Основные средства на складе (в запасе)» (пп. «а» п 4 ПБУ 6/01, п. 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, Инструкция к плану счетов).
Амортизировать такое имущество нужно независимо от того, введено оно в эксплуатацию или нет. Амортизация по нему учитывается в прочих расходах (счет 91). Это связано с тем, что стоимость неиспользуемого объекта имущества не может формировать себестоимость производимой организацией продукции (товаров, работ, услуг).
В налоговом учете порядок зависит от того, обусловлена ли задержка эксплуатации объекта основных средств технологическими причинами и является ли частью производственного цикла.
Если да, начислять амортизацию и списывать ее на расходы в налоговом учете можно. Например, в случае приобретения оборудования в резерв для обеспечения попеременного использования двух и более основных средств (письмо Минфина России от 3 июля 2006 г. № 03-03-04/4/114).
Если же основные средства изначально приобретены для использования с отсрочкой ввода в эксплуатацию, амортизировать такие объекты до ввода в эксплуатацию при расчете налога на прибыль нельзя. В этом случае возникнут вычитаемые временные разницы, которые приводят к возникновению отложенного налогового актива.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.
1.Рекомендация: Как ввести в эксплуатацию основное средство
Если основное средство вводится в эксплуатацию позже принятия его на учет, к счету 01 (03) откройте субсчета «Основные средства на складе (в запасе)» и «Основные средства в эксплуатации». Принятие на учет основного средства отразите проводкой:
Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кредит 08
– принято к учету основное средство.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При вводе основного средства в эксплуатацию сделайте проводку:
Дебет 01 (03) субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 (03) «Основные средства на складе (в запасе)»
– введено в эксплуатацию основное средство.*
Такой порядок следует из пункта 4 ПБУ 6/01 и Инструкции к плану счетов (счет 01, счет 03).
Внимание: если основное средство было приобретено (изготовлено, построено) в одном месяце, а на счете 01 (03) отражено в следующих, у организации должны быть документы, подтверждающие неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговая инспекция признает, что в момент приобретения организация ошибочно не учла основное средство на счете 01 (03). В результате налоговая инспекция может пересчитать налог на имущество за месяцы, в которых основноесредство числилось на счете 08, и на сумму недоимки начислить пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).*
Есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций, по этому вопросу (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09, от 19 сентября 2008 г. № 11258/08, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 14 февраля 2008 г. № 758/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007, от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749, от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007, Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Западно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40), Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3, Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).
Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07, от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07, Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3, Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).
Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средствобыло не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:
- акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
- накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
- наряды на монтаж оборудования;
- договор подряда на выполнение строительных работ;
- отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Ситуация: Как в бухучете отразить начисление амортизации по основному средству, принятому на учет, но не введенному в эксплуатацию (основному средству, находящемуся в запасе)
Если имущество учитывается на счете 01, то независимо от того, введен данный объект в эксплуатацию или нет, начисляйте по нему амортизацию.
Основное средство организация может ввести в эксплуатацию не сразу. В этом случае оно принимается к учету на отдельный субсчет к счету 01, который может называться, например, «Основные средства на складе (в запасе)». Такой порядок распространяется на все объекты основных средств: движимое (приобретенное, созданное, требующее монтажа) и недвижимое имущество (с момента подачи документов на госрегистрацию права собственности). Это следует из подпункта «а» пункта 4 ПБУ 6/01, пункта 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н и Инструкции к плану счетов.
Начислять амортизацию в бухучете нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором имущество было принято к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). Таким образом, после отражения полученного имущества на счете 01 организация должна начать его амортизировать. Делать это нужно независимо от того, введен данный объект в эксплуатацию или нет.*
Суммы начисленной амортизации отражайте на счете 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета расходов. Счет для учета расходов выберите в зависимости от причины, по которой основное средство не используется (производственная необходимость, технологические особенности, запланированная отсрочка в эксплуатации).
Имущество может быть введено в эксплуатацию (это подтверждено документально), но фактически не использоваться, а находиться в резерве (например, приобретен резервный источник питания). В этом случае амортизацию начисляйте в составе расходов по обычным видам деятельности (счета 20, 08, 23, 25, 44…). Если имущество приобретено для эксплуатации в будущем (будет введено в эксплуатацию в ближайшее время), амортизацию по нему учитывайте в прочих расходах (счет 91). Это связано с тем, что стоимость неиспользуемого объекта имущества (через амортизацию) не может формировать себестоимость производимой организацией продукции (товаров, работ, услуг).*
Для удобства формирования и отслеживания информации о суммах начисленной амортизации на объекты основных средств, находящиеся на складе (в запасе), к счету 02 «Амортизация основных средств» откройте отдельный субсчет. Он может называться, например, «Амортизация основных средств на складе (в запасе)». В бухучете начисление амортизации по данным объектам отражайте проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 02 субсчет «Амортизация основных средств на складе (в запасе)»
– начислена амортизация по основному средству, находящемуся на складе (в запасе).
В начале фактической эксплуатации суммы начисленной амортизации спишите:
Дебет 02 субсчет «Амортизация основных средств на складе (в запасе)» Кредит 02 субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации»
– перенесена сумма ранее начисленной амортизации на субсчет учета амортизации по основным средствам в эксплуатации.*
Такой порядок основан на положениях пункта 21 ПБУ 6/01, пунктов 9 и 18 ПБУ 10/99.
Разниц по ПБУ 18/02 между бухгалтерским и налоговым учетом при начислении амортизации поосновным средствам в запасе не возникнет. Дело в том, что в налоговом учете по основным средствам в запасе действуют правила, аналогичные правилам бухучета. Так, если задержка фактической эксплуатации объекта основных средств обусловлена технологическими причинами и является частью производственного цикла, начислять амортизацию и списывать ее на расходы в налоговом учете можно (как и в бухучете). Например, в случае приобретения оборудования в резерв для обеспечения попеременного использования двух и более основных средств (письмо Минфина России от 3 июля 2006 г. № 03-03-04/4/114).*
Если же основные средства изначально приобретены для использования с отсрочкой ввода в эксплуатацию, возникнут разницы между налоговым и бухгалтерским учетом. Амортизировать такие объекты до ввода в эксплуатацию при расчете налога на прибыль нельзя (п. 4 ст. 259 НК РФ). В бухучете в этом случае амортизация начисляется на счет 91. Это образует вычитаемые временные разницы, которые приводят к возникновению отложенного налогового актива (п. 11,17 ПБУ 18/02).
Пример отражения в бухучете амортизации основных средств в запасе*
Одним из видов деятельности ЗАО «Альфа» является гостиничный бизнес. В июне организация приобрела в одну из гостиниц мебельный гарнитур для номера на четвертом этаже. Стоимость гарнитура – 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). На четвертом этаже проводился ремонт, который был закончен в августе. В том же месяце номер был обставлен мебелью и начал использоваться для размещения гостей.
Для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования мебели был установлен – шесть лет (72 месяца). Согласно учетной политике амортизация поосновным средствам начисляется линейным способом.
Годовую норму амортизации мебельного гарнитура бухгалтер рассчитал так:
(1 : 6 лет) ? 100% = 17%.
Месячная сумма амортизации составила:
(118 000 руб. – 18 000 руб.) ? 17% : 12 мес. = 1417 руб.
В рабочем плане счетов «Альфы» утверждены следующие субсчета к счету 01 –«Основные средства на складе», «Основные средства в эксплуатации». К счету 02 – «Амортизация основных средств в эксплуатации», «Амортизация основныхсредств на складе».
В учете бухгалтер сделал записи.
В июне:
Дебет 08 Кредит 60
– 100 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб.) – учтена стоимость приобретенного мебельного гарнитура;
Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – учтен входной НДС со стоимости приобретенного мебельного гарнитура;
Дебет 01 субсчет «Основные средства на складе» Кредит 08
– 100 000 руб. – отражена стоимость приобретенного мебельного гарнитура в составеосновных средств;
Дебет 68-2 Кредит 19-3
– 18 000 руб. – принят к вычету входной НДС по приобретенному мебельному гарнитуру.
В июле:
Дебет 91-2 Кредит 02 субсчет «Амортизация основных средств на складе»
– 1417 руб. – начислена амортизация по мебельному гарнитуру за июль.
Сумму амортизации бухгалтер отразил в составе прочих расходов, поскольку мебельный гарнитур еще не используется для оказания гостиничных услуг. Соответственно, амортизация, начисленная по нему, не может формировать себестоимость указанных услуг.
В налоговом учете амортизация начнет начисляться с месяца, следующего за вводоммебели в эксплуатацию. Из-за этого возникли вычитаемые временные разницы. Бухгалтер отразил отложенный налоговый актив проводкой:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 283 руб. (1417 руб. ? 20%) – признан отложенный налоговый актив по амортизациимебельного гарнитура за июль.
В августе:
Дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 субсчет «Основные средства на складе»
– 100 000 руб. – введен в эксплуатацию мебельный гарнитур;
Дебет 02 субсчет «Амортизация основных средств на складе» Кредит 02 субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации»
– 1417 руб. – перенесена ранее начисленная амортизация по мебельному гарнитуру на субсчет учета амортизации по основным средствам в эксплуатации;
Дебет 20 Кредит 02 субсчет «Амортизация основных средств в эксплуатации»
– 1417 руб. – начислена амортизация по мебельному гарнитуру за август;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 283 руб. (1417 руб. ? 20%) – признан отложенный налоговый актив по амортизации мебельного гарнитура за август.
С сентября и до месяца окончания амортизации в бухучете разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не возникали. После окончания амортизации в бухучете в течение двух месяцев амортизация начислялась только в налоговом учете. Бухгалтер отразил погашение отложенного актива в этих месяцах так:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 283 руб. (1417 руб. ? 20%) – погашена часть отложенного налогового актива по амортизации мебельного гарнитура.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Чекалова Наталья.
Ответ утвержден:
ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Гранаткин Сергей.
А еще только в октябре Вы можете получить быстрый устный ответ.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14