Объекты ОС, по которому работы по достройке (модернизации) завершены не полностью, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После окончания этих работ (то есть после того, как имущество будет доведено до состояния, пригодного к использованию) объект недвижимости переведите в состав основных средств:
Дебет 01 (03) Кредит 08 (учтен объект недвижимого имущества в составе основных средств).
Со следующего месяца по объекту основных средств можно будет начислять амортизацию (п. 21 ПБУ 6/01). С 1-го числа этого же месяца основное средство следует включить в налоговую базу по налогу на имущество (п. 1 ст. 374, п. 4 ст. 376 НК РФ).
Для постановки на учет разрешение БТИ получать не нужно.
Да, Вы имеете право не вводить в эксплуатацию здание до окончания строительства. Документами, что основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, может быть договор подряда на выполнение строительных работ.
В избежании споров с проверяющими необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию.
Суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (смотрите судебную практику в материале ответа).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: Как ввести в эксплуатацию основное средство
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83, который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105.*
Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.
Внимание: если основное средство было приобретено, изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 (03) отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).*
По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09,от 19 сентября 2008 г. № 11258/08, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 14 февраля 2008 г. № 758/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007, от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749, от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007, Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Западно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40), Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3, Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).
Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07, от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07, Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3,Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).*
Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:*
- акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
- накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
- наряды на монтаж оборудования;
- договор подряда на выполнение строительных работ;*
- отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса