В данной ситуации такое имущество предыдущий владелец должен был передать Вам по акту приема – передачи. Или в договоре купли – продажи отразить информацию о том, что этот кран – балка продается вместе с помещением. Так как этого сделано не было, то организация должна оприходовать имущество как излишки при проведении инвентаризации. По итогам инвентаризации оформляется сличительная ведомость по выявленным излишкам, и имущество приходуется по рыночной стоимости. При этом необходимо оформить акт по форме ОС-1 и инвентарную карту. Стоимость имущества нужно включить в доходы при расчете налога на прибыль и списывать в расходы посредством начисления амортизации. Рыночную стоимость можно определить на основании данных на аналогичные товары (или по той цене, за которую его можно продать). Если Вы уже оприходовали имущество в качестве ОС, то расходы на сертификацию и регистрацию включаются в текущие затраты и не формируют первоначальную стоимость имущества. Если же кран не был оприходован в качестве ОС и его работа без сертификации и разрешений невозможна, то такие затраты включите в первоначальную стоимость.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации
Бухучет
В бухучете излишки, выявленные при проведении инвентаризации, отражайте на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета имущества.*
Имущество учитывайте по рыночной цене, то есть по стоимости, которая может быть получена в результате продажи этого имущества (п. 29, 36 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 29 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. Это следует из пункта 10.3 ПБУ 9/99.*
На стоимость излишков, выявленных в ходе инвентаризации, сделайте проводку:
Дебет 01 (10, 40, 43, 50...) Кредит 91-1
– отражена стоимость излишков, выявленных при инвентаризации.*
Это следует, в частности, из пункта 36 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, пункта 29 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
На счетах бухучета излишки отражайте в момент завершения инвентаризации (составления акта инвентаризационной комиссии) или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности (т. е. не позднее 31 декабря отчетного года).*
Такой порядок установлен в абзаце 2 пункта 5.1, пункте 5.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, подпункте «а» пункта 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, пункте 36 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, и Инструкции к плану счетов.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
ОСНО
При расчете налога на прибыль излишки имущества, выявленные при инвентаризации, учитывайте в составе внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ). Доход определяйте исходя из рыночной цены имущества (п. 6 ст. 274 НК РФ).
Рыночную стоимость имущества включайте в состав доходов при расчете налога на прибыль в момент завершения инвентаризации (составления акта инвентаризационной комиссии) или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности (т. е. не позднее 31 декабря отчетного года). Так поступайте вне зависимости от того, какой метод определения налоговой базы применяет организация – начисления или кассовый. Это следует из пункта 1 статьи 271 и пункта 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ.*
Излишки основных средств при использовании их в производстве (при выполнении работ, оказании услуг) признаются амортизируемым имуществом (письмо Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/657). Их первоначальную стоимость определите в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. То есть за основу возьмите рыночную цену имущества – именно ту, которая ранее сформировала внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). И исходя из этой стоимости амортизируйте основное средство, выявленное в результате инвентаризации (п. 4 ст. 259 НК РФ, письма Минфина России от 13 марта 2009 г. № 03-03-06/1/136, от 2 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/657).*
При реализации излишков основных средств в расходы спишите их рыночную стоимость (п. 1 ст. 268, п. 1 ст. 257 НК РФ). В данном случае выявленное имущество будет рассматриваться как товар (п. 3 ст. 38 НК РФ).
НДС платите только в том случае, если организация реализует выявленное при инвентаризации имущество. При использовании такого имущества в производстве НДС организация платить не должна. Об этом говорится в статьях 146 и 149 Налогового кодекса РФ и письме Минфина России от 1 сентября 2005 г. № 03-04-11/218.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение основных средств безвозмездно
После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Это заключение отражается в акте по форме № ОС-1.
Акт по форме № ОС-1 заполните в момент получения основных средств (кроме зданий и сооружений) (абз. 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Порядок составления акта зависит от того, как учитывалось полученное имущество у дарителя – как товар или в составе основных средств.*
Если даритель учитывал передаваемое имущество как основное средство, акт должны заполнить обе стороны сделки в двух экземплярах.* Один экземпляр акта, заполненный дарителем, остается у него и служит основанием для отражения выбывшего имущества в учете. При этом раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» в своем экземпляре акта даритель не заполняет. Второй заполненный экземпляр акта он передает организации. На основании этого документа принимающая сторона отражает поступление основного средства. Раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» организация, которая получила основное средство (одаряемый), заполняет самостоятельно. Оба экземпляра акта должны быть подписаны как дарителем, так и одаряемым. Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Ситуация: нужно ли, получив безвозмездно основное средство, составлять еще один акт по форме № ОС-1 помимо того, который заполнил и передал даритель
Да, нужно.
По общему правилу при безвозмездном поступлении основного средства, которое у прежнего владельца числилось в составе основных средств, организация получает от него акт по форме № ОС-1. При этом акт уже заполнен дарителем в соответствии с данными его бухучета.
Чтобы принять к учету поступившее основное средство, организация должна отразить в акте по форме № ОС-1 дату передачи основного средства, его амортизационную группу, инвентарный номер и т. д.*
Поскольку в акте, полученном от дарителя, эти разделы уже заполнены, для принимающей стороны такой документ будет аналогом накладной по форме № ТОРГ-12, которую она получила бы при покупке основного средства. Значит, для принятия на учет актива в качестве основного средства организация должна составить дополнительный акт по форме № ОС-1. Основанием для его составления служит акт, переданный дарителем, и техническая документация, приложенная к основному средству (например, паспорт, инструкция пользователя).
Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату
Ситуация: как в бухучете отразить расходы на регистрацию автомобиля в ГИБДД: включить их в первоначальную стоимость автомобиля или списать на текущие затраты. Автомобиль введен в эксплуатацию раньше, чем поставлен на учет в ГИБДД
Первоначальную стоимость автомобиля формируйте без учета расходов на его регистрацию.
Дело в том, что к моменту регистрации имущество уже введено в эксплуатацию. Следовательно, к моменту определения первоначальной стоимости указанные расходы еще не были понесены и учесть их бухгалтер не мог.*
Зарегистрировать автомобиль в установленном законом порядке нужно в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. Причем какого-то ограничения на ввод автомобиля в эксплуатацию до его регистрации нет.
Как же тогда поступить с затратами на регистрацию автомобиля в этом случае? Спишите их на расходы по обычным видам деятельности. Такой порядок следует из пункта 5 и абзаца 2 пункта 7 ПБУ 10/99.*
Ситуация: как в бухучете отразить расходы на регистрацию автомобиля в ГИБДД: включить их в первоначальную стоимость автомобиля или списать на текущие затраты. Автомобиль приобретен организацией и сразу поставлен на учет в ГИБДД
Первоначальную стоимость автомобиля формируйте с учетом расходов на его регистрацию.
Ведь при определении первоначальной стоимости любого основного средства необходимо учитывать расходы, непосредственно с ним связанные. При этом без регистрации автомобиля эксплуатировать его на дорогах общего пользования запрещено. Собственник или владелец автомобиля обязан зарегистрировать его в установленном законом порядке в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Поэтому расходы по уплате госпошлины и прочие затраты на регистрацию учтите на счете 08 как фактические расходы по приобретению основного средства. В дальнейшем при отражении автомобиля в составе основных средств расходы на его регистрацию в ГИБДД учитывайте в первоначальной стоимости этого объекта (абз. 8 п. 8 ПБУ 6/01).*
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61.
Ситуация: как в бухучете отразить стоимость купленной лицензии на программу для кол-центра. Кол-центр работает только в комплексе с программой. За лицензию рассчитались сразу полностью
Первоначальную стоимость кол-центра сформируйте с учетом расходов на приобретение лицензии на программу.
В данном случае программа явно связана с конкретным оборудованием, не может быть переустановлена и использована на других объектах. Поэтому оборудование кол-центра вместе с программой примите к учету как единый объект (п. 6, 8 ПБУ 6/01).*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
09.09.2014 г.
С уважением,
Надежда Полякова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».