Поскольку организация подала уточненную декларацию за 2010 год после 31 марта 2014, с момента подачи первичной декларации прошло более 3 лет. В этом случае внесенные изменения не учитываются. Организации придется доплатить налог за 2013 год, начисленные пени и штраф.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Ситуация: Обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно
Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.
Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.
Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.
Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.
Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.
Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).
Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование.* Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.
Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).
Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).
Статья: Нашли ошибку, которой больше трех лет
Что понадобится сделать: Определиться, будет ли компания подавать «уточненку». Штрафа не будет в любом случае. А вот вернуть переплату есть шанс только через суд.
Компания обнаружила ошибку в налоговой отчетности 2007 года или предшествующих ему лет. Выездной проверки за тот период не было. Нужно ли ошибку исправить и подать «уточненку»?
Если ошибка привела к занижению налога к уплате, то по закону это необходимо сделать (ст. 81 Налогового кодекса РФ). Однако прежде стоит оценить риски и последствия. Во-первых, штрафа за неуплату налога уже не будет, так как истек срок давности (ст. 113 Налогового кодекса РФ). Во-вторых, без «уточненки» про ошибку уже никто не узнает. А подав «уточненку», нужно будет заплатить налог и пени. И кроме того, получив уточненную декларацию, инспекция может провести выездную проверку. И тогда, возможно, отыщутся другие более серьезные нарушения. Поясним.
Вы знаете, что по общему правилу в рамках выездной ревизии инспекторы могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором инспекция вынесла решение о ее проведении. Например, в 2011 году нельзя назначить проверку за 2007 год. Однако такое ограничение не действует, когда компания подает корректирующую отчетность (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). В этом случае в рамках соответствующей выездной проверки инспекторы могут проверить период, за который была сдана «уточненка».
Получается, что если компания подаст «уточненку» за 2007 год, то ее можно будет проверить в 2011 году. А если организация решит исправить ошибку 2006 года или еще более раннего периода? По нашему мнению, в этом случае проверки быть не должно. Дело в том, что изменения в пункт 4 статьи 89 кодекса вступили в силу в 2010 году. Тогда периоды до 2007 года были уже закрыты для выездных проверок. А закон, ухудшающий положение налогоплательщика, обратной силы не имеет (ст. 5 Налогового кодекса РФ). Такой же точки зрения, как мы выяснили, придерживаются и в ФНС России.
Теперь предположим, ошибка привела к переплате налога. Можно ли вернуть эти деньги? Как известно, заявление о возврате или зачете можно подать в инспекцию в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ). В то же время, пропустив этот срок, компания не теряет права обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности. И согласно этим правилам три года надо считать с того момента, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении своего права (ст. 196, 200 Гражданского кодекса РФ, определение Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О).
Получается, что вернуть налог, уплаченный, скажем, в мае 2008 года, в августе 2011 года без суда уже не получится.
Евгения Шарабанова,
эксперт БСС «Система Главбух».