Рассмотрим практическую ситуацию. Организация заключила договор подряда на проведение строительно-ремонтных работ (капремонт общего имущества многоквартирных жилых домов). Была составлена смета. В договоре есть пункт, в котором определено, что если в процессе выполнения работ выявятся работы, не указанные в смете, то между подрядчиком и заказчиком заключается дополнительное соглашение. В настоящий момент часть этих работ (которых нет в смете) уже выполнена, а часть предстоит выполнить. Какими документами оформить уже выполненные допработы и как отразить работы, к которым только планируется приступить?
Для полного понимания сложившейся ситуации нужно обратиться к Гражданскому кодексу РФ в части определения прав и обязанностей заказчика и подрядчика. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, тогда подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика.
Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре цены работы, вправе отказаться от договора. При этом подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Следовательно, первый и фактически единственный шаг, который подрядчик должен предпринять, – это получение согласия от заказчика на дополнительные работы в строительстве. Такое согласие следует оформить дополнительным соглашением к договору подряда, в котором требуется указать объем допработ и установить их стоимость (составить дополнительную смету либо определить твердую фиксированную цену).
Если допработы были выполнены до подписания с заказчиком дополнительного соглашения на их проведение, то возможны следующие варианты.
Допработы - отдельный этап по договору подряда
Выполненные дополнительные работы в строительстве могут быть отдельным этапом по договору подряда, и их результат передаваться заказчику отдельно от остальных работ. В этом случае возникает некая правовая коллизия: сделаны работы, которые заказчик еще не заказал и по которым не оговорены существенные условия (цена, сроки и т. д.). Однако, если договоренность с заказчиком о проведении этих работ будет достигнута (подписано дополнительное соглашение) и работы будут ему сданы, то проблем у подрядчика быть не должно. Расходы на дополнительные работы учитываются в себестоимости строительства, а согласованная с заказчиком цена сданных работ отражается как выручка от реализации.
Если договоренность с заказчиком о выполнении дополнительных работ достигнута не будет, то понесенные расходы подрядчик списывает в прочие расходы (счет 91) без учета их для целей налогообложения. Поскольку они не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (экономически не обоснованы и не связаны с получением дохода).
Допработы не выделены
Допустим, поэтапная сдача договором подряда не предусмотрена, а дополнительные работы входят в общий объем работ по договору, результат которых подрядчик передает заказчику после окончания всех работ по договору. В такой ситуации затраты на выполненные дополнительные работы, не согласованные с заказчиком, можно отнести в расходы на строительство до момента, когда у подрядчика возникнет уверенность, что данные работы заказчик не согласует. Тогда затраты на несогласованные работы, как и в первом варианте, относятся в прочие расходы без учета для целей налогообложения.
Если же заказчик согласует выполненные дополнительные работы в строительстве, то затраты на них, учтенные в общих расходах, признаются в бухгалтерском и налоговом учете как обоснованные расходы, связанные с возведением объекта.
Документальное оформление допрасходов
Документальное отражение дополнительных расходов, произведенных как до подписания соглашения с заказчиком, так и после, ничем не отличается от обычного оформления расходов, связанных с выполнением работ по договору. Для этого применяются регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные организацией в учетной политике, и соответствующие первичные документы по движению материалов, оплате труда и т. д.
Что касается оформления дополнительных работ между заказчиком и подрядчиком, то это определяется условиями договора строительного подряда. Так, например, если стороны подписывают ежемесячно форму № КС-2 (справку № КС-3), то допработы могут быть оформлены этими документами. Причем, когда речь идет о дополнительных работах как об отдельном этапе, сдача которого оформляется актом № КС-2, эту форму следует составить отдельно на данные работы по согласованной с заказчиком цене.
Если же выполнение дополнительных работ – часть работ по договору подряда, то допускается включать их в общий акт выполненных работ по договору (например, № КС-2) со ссылкой на соответствующие позиции согласованной с заказчиком дополнительной сметы. Если указанная смета не согласовывалась, а была определена твердая цена, то дополнительные работы можно оформить отдельным актом № КС-2.
Важно понимать, что порядок такого оформления является предметом договоренности сторон. А то, о чем договорятся стороны договора, не может считаться неправильным, если это не противоречит нормам законодательства.