Ситуация
Производственная и офисная территория компании расположена вне маршрутов следования общественного транспорта. На основании трудовых договоров фирма доставляет своих работников к месту работы и обратно автобусами, следующими по специальным маршрутам. Для этого со специализированной транспортной организацией заключен договор фрахтования.
Также на основании трудового договора компания выплачивает каждому работнику дотацию на проезд за каждый фактически отработанный день. Выплата данной компенсации обусловлена тем, что, помимо специальных маршрутов, работники добираются до места работы и обратно личным или общественным транспортом до места остановок автобусов, следующих специальными маршрутами.
Вправе ли фирма учесть при исчислении налога на прибыль расходы на доставку работников к месту работы и обратно автобусами специальных маршрутов и расходы на выплату дотаций на проезд, если они предусмотрены трудовыми договорами?
Позиция налогоплательщика
Налогоплательщик указывает, что, согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ, перечень расходов на оплату труда не является закрытым. В качестве расходов на оплату труда признаются любые виды начислений, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договоров. Кроме расходов, указанных в пункте 26 статьи 270 НК РФ.
Очевидно, налогоплательщик явно намекает на то, что и расходы на проезд сотрудников до работы специальными маршрутами, и выплата работникам дотации на проезд должны быть признаны при расчете налога на прибыль.
Позиция финансистов
Согласно пункту 26 статьи 270 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением случаев, когда расходы на проезд сотрудников до работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами, контрактами или коллективными договорами.
Расходы по договору фрахтования с транспортной компанией для целей организации специального маршрута автобуса, доставляющего работников к месту работы, могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль, если возможность доставки работников до места работы общественным транспортом отсутствует.
А вот расходы налогоплательщика на выплату работникам компенсаций их расходов на оплату проезда не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, так как налогоплательщиком организован специальный маршрут автобуса, доставляющий сотрудников к месту работы.
Иными словами, проезд на общественном транспорте к месту посадки на спецтранспорт работники должны оплачивать сами, и компенсация этих расходов со стороны компании не является экономически оправданными затратами.
Разбираемся
В письме Минфина России от 04.12.06 № 03-03-05/21 финансисты утверждали, что налогоплательщик вправе включать затраты на доставку работников в состав расходов только при одновременном выполнении двух условий:
1) имеются технологические особенности производства;
2) обязанность работодателя по доставке работников до места работы и обратно закреплена в трудовом или коллективном договоре.
Однако налоговые специалисты протестовали против такого подхода. Ведь из анализа пункта 26 статьи 270 НК РФ видно, что эти два условия вовсе не взаимосвязаны между собой. Вполне достаточно того, чтобы выполнялось хотя бы одно из них.
Такая точка зрения была поддержана и судами – в частности, в постановлениях ФАС Волго-Вятского от 28.01.08 № А11-12900/2006-К2-23/842 и Поволжского от 17.08.06 № А65-23970/2005 округов.
В конкретной рассматриваемой ситуации для каждого работника предприятия единый маршрут на работу разбит на две составные, но взаимозависимые части – дорога до места сбора и дорога от места сбора до предприятия.
И для каждой части дороги есть обоснование для учета затрат работодателя на проезд или провоз работников при расчете налога на прибыль.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 17.06.09 № КА-А40/4234-09 судьи решили, что если доставка работников необходима в силу технологических особенностей производства, то работодатель может признавать данные расходы для целей налогообложения независимо от того, предусмотрена ли доставка условиями трудового или коллективного договора или нет.
Таких решений довольно много – см., например, постановления ФАС Уральского от 17.12.07 № Ф09-10398/07-С3, Поволжского от 13.03.08 № А55-8279/07 округов.
Вообще, если, скажем, завод находится в 10 километрах от города, то ни один суд не сможет сказать, что единовременная доставка большого количества работников на производство силами самого предприятия является экономически необоснованной.
Не так очевидна обоснованность оплаты проезда работникам, если к месту работы все же ходит общественный транспорт.
Тем не менее, даже сами налоговики не имеют ничего против. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 02.09.08 № 21-11/082829 они указали, что расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами, принимаются в целях налогообложения прибыли, если такие расходы являются частью системы оплаты труда.
И суды считает также (постановление ФАС Московского округа от 08.10.08 № КА-А40/8061-08).
А как быть с НДФЛ
Если перевозка работников обусловлена технологическими особенностями производства, в том числе и его удаленностью от населенного пункта, то работники никакой экономической выгоды от их доставки до места работы не получают, и, соответственно, облагать НДФЛ здесь нечего. Об этом сказано, в частности, в постановлениях ФАС Северо-Западного от 18.02.08 № А21-3559/2007 и Уральского от 15.04.08 № Ф09-2450/08-С2 округов.
Финансисты с этим и не спорят (письма Минфина России от 11.05.06 № 03-03-04/1/434 и от 17.07.07 № 03-04-06-01/247).
В том же случае, когда предприятие оплачивает работникам проезд на общественном транспорте согласно трудовому или коллективному договору, то такие затраты относятся к расходам на оплату труда, и, следовательно, облагаются НДФЛ, как и всякая прочая зарплата.
Таким образом, в нашей ситуации стоимость проезда от места жительства до пункта сбора, компенсируемая работнику, должна облагаться НДФЛ, а вот стоимость доставки работников от точки сбора до места непосредственной работы – уже нет.
Александр Анищенко,
аудитор
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Оплата проезда к месту отдыха и обратно в 2024 году в районах Крайнего Севера
- Остатки отпусков: как рассчитать и посмотреть в 1С