Вопрос : Предприятие имеет недвижимое имущество,которое находится в разных районах города. Как поступить с налоговым расчетом по авансовому платежу по налогу на имущество организаций? Сдавать его по месту регистрации предприятия или по месту нахождения недвижимого имущество?
Ответ: Если региональное законодательство не предусматривает зачисления части налога в местные бюджеты, то в отчетности отражайте всю сумму налога на имущество к уплате в бюджет субъекта РФ в одном расчете по объектам недвижимости, которые находятся на территории этого субъекта РФ. В таком случае организация вправе подавать налоговую отчетность централизованно – по местонахождению организации. Но сперва согласуйте подачу отчетности централизованно со своей инспекцией.
Еще читайте: отчетный период по налогу на имущество организаций в 2020 году
Если централизованная сдача отчетности не согласована, если организация состоит в разных налоговых инспекциях по месту нахождения имущества, если региональным законодательством предусмотрено зачисление части налога на имущество в местные бюджеты, то расчеты авансовых платежей по налогу на имущество составляются по каждому муниципальному образованию. В каждом расчете отражается сумма авансового платежа по тому имуществу, которое находится на территории данного муниципального образования. Расчеты подаются в налоговые инспекции по местонахождению организации и территориально удаленных объектов недвижимости. В каждом из расчетов указывается код ОКТМО по соответствующему муниципальному образованию.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Как платить налог с недвижимого имущества, территориально отдаленного от местонахождения организации
Порядок уплаты налога на имущество по объектам недвижимости зависит от их местонахождения. Объекты недвижимости могут числиться:
– на балансе организации (головного отделения организации);
– на балансе обособленного подразделения.
Территориально удаленная недвижимость
Объект недвижимости, местонахождение которого не совпадает с местонахождением балансодержателя, считается территориально отдаленным. Его следует рассматривать как единый обособленный комплекс.
В этот комплекс включается имущество, указанное в технической документации на объект, а также дополнительное оборудование, установленное в ходе капитальных вложений и неразрывно связанное с объектом (например, лифты, встроенные вентиляционные системы, коммуникации и т. п.).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Имущество, которое не требует монтажа и может быть использовано независимо от объекта недвижимости (компьютеры, мебель, средства видеонаблюдения и т. п.), в состав единого обособленного комплекса не включается.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 сентября 2008 г. № 03-05-05-01/57.
Налоговая база
Налоговую базу по территориально отдаленным объектам недвижимости формируйте отдельно в общем порядке (п. 1 ст. 376 НК РФ). Остаточную стоимость территориально отдаленного объекта недвижимости определите по данным бухучета. Такие правила установлены пунктом 1 статьи 375 и пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.
Расчет налога
Если территориально отдаленные объекты недвижимости располагаются в разных регионах России, налог уплачивайте по ставке, установленной в данном субъекте РФ (ст. 385 НК РФ).
Сумму авансовых платежей по налогу на имущество за отчетный период и сумму налога по итогам года рассчитывайте так же, как и в целом по организации.
Уплата налога
Рассчитанную сумму налога (авансового платежа) перечисляйте в ту налоговую инспекцию, в которой зарегистрирован территориально удаленный объект недвижимости (ст. 384 НК РФ).* При этом учитывайте, что местонахождением морских, речных и воздушных судов является порт их приписки (место государственной регистрации) (подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, ст. 130 ГК РФ).
Подробная схема уплаты налога на имущество в зависимости от местонахождения имущества организации представлена в таблице.*
Ситуация: как платить налог на имущество (подавать декларацию) по территориально удаленному объекту недвижимости. На момент уплаты налога (подачи отчетности) у организации нет документов о постановке на налоговый учет по местонахождению недвижимости
Чтобы исполнить обязанность по уплате налога, организации придется встать на налоговый учет по собственной инициативе.
Обязанность перечислить налог на имущество (авансовый платеж) и представить налоговую отчетность возникает по истечении периода, в котором территориально удаленный объект недвижимости был принят на баланс организации. Подробнее об этом см. С какого момента нужно платить налог на имущество (прекращать уплату налога). Перечислять налог и подавать отчетность нужно в налоговую инспекцию по местонахождению объекта (ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ).
Порядок действий в случаях, когда обязанность по уплате налога возникла, а документов о постановке на налоговый учет по местонахождению объекта недвижимости организация не получила, налоговым законодательством не установлен. При этом сама по себе постановка на учет в инспекции представляет собой лишь форму налогового контроля и не является условием для возникновения обязанностей налогоплательщика. Значит, независимо от постановки на учет при наличии объекта налогообложения организация должна рассчитать сумму налога на имущество (авансового платежа), перечислить его в бюджет и представить налоговую отчетность. Такой вывод следует из положений статей 44, 80, пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 386 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2010 г. № А42-8835/2009).
Однако технически исполнить эти обязанности организация не сможет: без документов о постановке на учет у нее не будет данных, необходимых для заполнения платежного поручения на перечисление налога и составления отчетности (например, КПП). Чтобы решить эту проблему, представители налоговой службы рекомендуют обратиться в инспекцию по местонахождению территориально удаленного объекта недвижимости с заявлением о постановке на налоговый учет (письмо ФНС России от 6 сентября 2013 г. № БС-4-11/16221). В заявлении нужно указать, что организация не располагает информацией о поступлении в инспекцию сведений о регистрации права на объект недвижимости. К заявлению следует приложить копии свидетельства о постановке на налоговый учет по местонахождению организации, договора купли-продажи объекта, акта приема-передачи, свидетельства о регистрации права собственности (при наличии) или документа, подтверждающего передачу правоустанавливающих документов на госрегистрацию. На основании поданного заявления налоговая инспекция откроет организации лицевой счет, присвоит КПП со значением 41 и сообщит об этом организации.
Вид имущества | Балансодержатель и местоположение | Налог на имущество уплачивается (налоговая отчетность подается) | Основание |
Недвижимое имущество, налоговой базой для которого является среднегодовая стоимость | состоит на балансе головного отделения организации и расположено на территории той же налоговой инспекции | в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации | п. 3 ст. 383 НК РФ |
состоит на балансе головного отделения организации и расположено на территории другой налоговой инспекции | в налоговую инспекцию по месту фактического нахождения недвижимости** | ст. 385 НК РФ | |
состоит на балансе головного отделения организации и расположено в местонахождении обособленного подразделения с отдельным балансом | в налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения с отдельным балансом* | ||
числится на балансе обособленного подразделения и расположено по его местонахождению | в налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения с отдельным балансом* | ст. 384 НК РФ | |
числится на балансе обособленного подразделения, но расположено на территории другой налоговой инспекции | в налоговую инспекцию по месту фактического нахождения недвижимости* | ст. 385 НК РФ | |
состоит на балансе подразделения, но расположено по местонахождению головного отделения организации | в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации | п. 3 ст. 383 НК РФ | |
числится на балансе головного отделения организации, но находится на территории другой налоговой инспекции. При этом в объекте недвижимости расположено обособленное подразделение без отдельного баланса | в налоговую инспекцию по месту фактического нахождения недвижимости* | ст. 385 НК РФ | |
Недвижимое имущество, налоговой базой для которого является кадастровая стоимость*** | Собственник имущества платит налог и подает отчетность в налоговую инспекцию по месту фактического нахождения недвижимости | письмо ФНС России от 29 апреля 2014 г. № БС-4-11/8482 |
* Приведенное правило нужно соблюдать не всегда. Иногда налоговую отчетность можно подавать централизованно.*
Как составить и сдать расчет авансовых платежей по налогу на имущество
Кто обязан сдавать расчет
Сдавать расчет авансовых платежей по налогу на имущество должны все организации, у которых есть основные средства, признаваемые объектами налогообложения. Величина остаточной стоимости таких объектов значения не имеет (п. 1 ст. 373, ст. 374, п. 1 ст. 386 НК РФ).
Куда сдавать расчет
Чтобы правильно определить, куда сдавать расчет авансовых платежей по налогу на имущество, ответьте на три вопроса:
- Ваша организация является крупнейшим налогоплательщиком?
- Исходя из какой стоимости считали налоговую базу для имущества, по которому сдаете расчет: из средней или кадастровой?
- Есть ли у организации обособленные подразделения, на балансе которых числится имущество? И если есть, то как распределяется налог по местным бюджетам?
Если ваша организация – крупнейший налогоплательщик, то по всем объектам, даже по тем, которые облагаются по кадастровой стоимости, сдавайте единую отчетность по месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Об этом сказано в пункте 1.5 приложения 6 к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
А вот если организация к крупнейшим не относится, то по каждой недвижимости с кадастровой налоговой базой сдавайте отдельные расчеты по месту нахождения этих объектов. Такие разъяснения ФНС России направила налоговым инспекциям письмом от 29 апреля 2014 г. № БС-4-11/8482.
Переходим к следующему вопросу. У организации есть обособленные подразделения? Если нет, то расчет по имуществу, налоговую базу по которому рассчитываете из средней стоимости, сдавайте в инспекцию по местонахождению организации.
По имуществу же обособленных подразделений (налоговая база по которому рассчитывается из средней стоимости) отчитывайтесь в зависимости от бюджетного устройства конкретного региона. Суммы налога на имущество или авансовых платежей могут:
– полностью поступать в региональный бюджет;
– частично или полностью поступать в бюджеты муниципальных образований;
– распределяться между поселениями, входящими в муниципальное образование.
Если в вашем регионе нет распределения налога на имущество между муниципальными бюджетами, то расчеты авансовых платежей можно подавать централизованно – по местонахождению организации. Но это нужно согласовать с инспекцией. Об этом сказано в пункте 1.6 приложения 6 к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.*
Налог на имущество в регионе зачисляют (полностью или частично) в местные бюджеты? Тут есть несколько вариантов, все они в таблице ниже:*
Где расположены организация, ее обособленные отделения с отдельным балансом или территориально удаленная недвижимость | В какую налоговую инспекцию представлять отчеты | Сколько отчетов сдавать | Как отражать налог в отчетах |
В нескольких муниципальных образованиях, подведомственных разным налоговым инспекциям | По местонахождению каждого обособленного подразделения с отдельным балансом или территориально удаленной недвижимости | По каждому подразделению с отдельным балансом и по каждому территориально удаленному объекту недвижимости сдавайте отдельные расчеты | В представленных формах отражайте только налог, уплату которого контролирует налоговая инспекция соответствующего муниципального образования |
В нескольких муниципальных образованиях, подведомственных одной налоговой инспекции | По местонахождению головного подразделения организации | Представляйте единый отчет в отношении всего имущества, с которого платите налог на территории муниципального образования | Налог в отчетности рассчитайте отдельно по каждому муниципальному образованию |
В одном муниципальном образовании | В отчетах отражайте весь налог на имущество по одному коду ОКТМО – муниципального образования по месту нахождения головного подразделения организации |
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце 7 письма Минфина России от 12 февраля 2009 г. № 03-05-04-01/08.
При этом для таких муниципальных образований, как районы, предусмотрено следующее. Единый расчет представить не получится, если по решению местных законодателей часть налога на имущество зачисляют в бюджеты поселений района. Тогда придется сдавать отдельные расчеты.
Все эти правила прописаны в пунктах 1 и 5 статьи 386 Налогового кодекса РФ, а также изложены в письме ФНС России от 29 апреля 2014 г. № БС-4-11/8482. Не запутаться в том, куда платить налог на имущество (в т. ч. авансы) и куда подавать отчетность, поможет схема ниже и таблица.
Согласование централизованной отчетности
Сдавать расчеты централизованно за все подразделения организации можно только по согласованию со своей налоговой инспекцией. Для этого направьте в инспекцию уведомление в произвольной форме. В документе укажите структурные подразделения, их местонахождение и коды ОКТМО, а также инспекцию, в которую будет подаваться отчетность.
Об этом сказано в письмах ФНС России от 20 марта 2014 г. № БС-4-11/5132 и от 23 декабря 2013 г. № БС-4-11/23185.
Ситуация: можно ли сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество централизованно – по местонахождению головного отделения организации, если в одном субъекте РФ у нее находятся несколько обособленных подразделений с отдельными балансами
Ответ на этот вопрос зависит от того, распределяется налог на имущество между местными бюджетами или нет (п. 5 ст. 56, ст. 58 Бюджетного кодекса РФ).
Если региональное законодательство не предусматривает зачисления части налога в местные бюджеты, то в отчетности отражайте всю сумму налога на имущество к уплате в бюджет субъекта РФ. В том числе и по обособленным подразделениям и объектам недвижимости, которые находятся на территории этого субъекта РФ. В таком случае организация вправе подавать налоговую отчетность централизованно – по местонахождению головного отделения организации. Но сперва согласуйте подачу отчетности централизованно со своей инспекцией.*
Например, такой порядок установлен для организаций, имеющих обособленные подразделения или территориально отдаленные объекты недвижимости на территории Москвы. Организация, имеющая в разных округах Москвы обособленные подразделения с отдельными балансами, на которых числятся объекты имущества, может платить налог на имущество и сдавать отчетность по таким объектам по местонахождению головного отделения (если находится в Москве) или одного из таких обособленных подразделений. Если у организации есть территориально удаленные объекты недвижимости в разных округах Москвы, то она может платить налог на имущество и сдавать отчетность по таким объектам по местонахождению своего головного отделения в Москве.
Аналогичные разъяснения содержатся в абзацах 2–6 письма Минфина России от 12 февраля 2009 г. № 03-05-04-01/08 и в письме ФНС России от 30 октября 2012 г. № БС-4-11/18282.
Следует отметить, что по объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, сдавать расчеты нужно только по месту их нахождения. При этом не имеет значения, как распределяется налог в регионе и вправе ли организация сдавать отчетность централизованно. Такой вывод можно сделать из писем ФНС России от 2 июня 2014 г. № БС-4-11/10451 и от 23 декабря 2013 г. № БС-4-11/23185.
Если суммы налога на имущество зачисляются (полностью или частично) в местные бюджеты, то возможно несколько вариантов. Все они представлены в таблице.
При этом для таких муниципальных образований, как муниципальные районы, предусмотрено следующее. Организация не может подать единый расчет по имуществу, находящемуся на территории муниципального района, если по решению представительного органа этого муниципального района часть налога на имущество зачисляется в бюджеты его поселений.
Такой порядок установлен пунктом 1.6 Порядка заполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.
Пример представления расчетов авансовых платежей по налогу на имущество. Региональное законодательство не предусматривает зачисления части налога в местные бюджеты
Головное отделение организации, ее обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости находятся на территории одного субъекта РФ, но в разных муниципальных образованиях (территорию каждого муниципального образования курирует отдельная налоговая инспекция). Региональным законодательством не предусмотрено зачисление части налога на имущество в местные бюджеты. Объектов недвижимости, налоговой базой по которым признается их кадастровая стоимость, у организации нет.
Бухгалтер организации составляет один расчет авансовых платежей по налогу на имущество. В нем он указывает общую сумму авансового платежа по всему имуществу, которое находится на территории субъекта РФ (т. е. по головному отделению организации, ее обособленным подразделениям и территориально удаленным объектам недвижимости). Этот расчет бухгалтер подает в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации. Поэтому в нем указывается код ОКТМО того муниципального образования, в котором находится головное отделение организации.*
Пример представления расчетов авансовых платежей по налогу на имущество. Региональное законодательство предусматривает зачисление части налога в местные бюджеты. Территорию каждого муниципального образования курирует отдельная налоговая инспекция
Головное отделение организации, ее обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости находятся на территории одного субъекта РФ, но в разных муниципальных образованиях (территорию каждого муниципального образования курирует отдельная налоговая инспекция). Региональным законодательством предусмотрено зачисление части налога на имущество в местные бюджеты.
Расчеты авансовых платежей по налогу на имущество бухгалтер организации составляет по каждому муниципальному образованию. В каждом расчете отражается сумма авансового платежа по тому имуществу, которое находится на территории данного муниципального образования. Расчеты бухгалтер подает в налоговые инспекции по местонахождению головного отделения организации, ее обособленных подразделений и территориально удаленных объектов недвижимости. В каждом из расчетов указывается код ОКТМО по соответствующему муниципальному образованию.*
Пример представления расчетов авансовых платежей по налогу на имущество. Региональное законодательство предусматривает зачисление части налога в местные бюджеты. Территории всех муниципальных образований курирует одна налоговая инспекция
Головное отделение организации, ее обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости находятся на территории одного субъекта РФ, но в разных муниципальных образованиях (территории всех муниципальных образований курирует одна налоговая инспекция). Региональным законодательством предусмотрено зачисление части налога на имущество в местные бюджеты.
Бухгалтер организации составляет один расчет авансовых платежей по налогу на имущество. В нем он отдельно указывает суммы авансового платежа по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости. Относительно каждой суммы указывается код ОКТМО соответствующего муниципального образования. Этот расчет бухгалтер подает в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации.