По общему правилу экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений, за исключением отдельных категорий товаров, единый перечень которых утвержден Решением коллегии ЕЭК от 16.08.2012 №134. Кроме того Правительство РФ вправе в исключительных случаях устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров на срок не более чем шесть месяцев.
Т.о. если на товары, которые компания намерена экспортировать, не наложены экспортные ограничения, то она вправе продать их покупателю из Абхазии.
Компания вправе установить в договоре с контрагентом из Абхазии цену как в рублях, так и в валюте. Поскольку покупатель является нерезидентом, то расчеты между организациями также можно проводить как в российской, так и в любой иностранной валюте.
При экспорте оборудования/товаров, в т.ч. и в Абхазию, налоговая ставка по НДС составляет 0%. Для подтверждения нулевой ставки организация-экспортер, применяющая ОСНО, в течение 180 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта должна:
В противном случае организации придется заплатить НДС по ставке 10 или 18%.
Обоснование
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие валютные операции могут проводить российские организации
Все валютные операции можно условно разделить на две группы:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Запрещенные валютные операции
По законодательству запрещено проводить валютные операции с резидентами (ч. 1 ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Это означает, что российская организация не вправе:
Такой порядок установлен подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения.
Разрешенные валютные операции
Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета.Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как платить НДС при экспорте
Ставка НДС
Условия применения нулевой ставки НДС
- подтвердить факт экспорта товаров документами, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ;
-
заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов.
- запрещенные;
- разрешенные.
- продавать иностранную валюту резиденту;
- приобретать иностранную валюту у резидента;
- использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.
-
операции с резидентами, предусмотренные в части 1статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ; -
операции с нерезидентами.
- расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
-
подтвердить факт экспорта товаров (факт выполнения работ (оказания услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт) документами, перечень которых приведен в статье 165Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ); -
заполнить соответствующие разделы декларации по НДСи сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).
В отношении работ (услуг), связанных с вывозом товаров (в т. ч. на экспорт), 180-дневный срок определяется в зависимости от вида выполненных работ (оказанных услуг).
Налоговая база
Право на вычет НДС
Поскольку экспортные операции являются объектом обложения НДС, входной налог по товарам (работам, услугам), использованным для их проведения, предъявите к вычету (п. 3 ст. 172 НК РФ). Подробнее об этом см. Как принять к вычету НДС по операциям, связанным с экспортом.
НДС по неподтвержденному экспорту
Если по истечении 180 календарных дней организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих экспорт товаров (выполнение работ (оказание услуг), связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров), она должна начислить НДС по ставке 10 или 18 процентов (п. 9 ст. 165 НК РФ).
При этом моментом определения налоговой базы считается:
- в общем случае – день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- при реорганизации (если реорганизация закончилась до того, как истек срок подтверждения права на нулевую ставку, т. е. не позднее 181-го календарного дня со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта) – дата окончания реорганизации.
Об этом говорится в пунктах 1 и 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.12.2003 № 164-ФЗ
Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Глава 5. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами
Статья 19. Таможенно-тарифное регулирование
В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Статья 20. Нетарифное регулирование
Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21-24, 26 и 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований.
Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации
2. Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в исключительных случаях не более чем на шесть месяцев может устанавливать:
1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:
а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.
3. Продовольственные и сельскохозяйственные товары для целей настоящей статьи определяются Правительством Российской Федерации.
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ЕЭК ОТ 16.08.2012 № 134
О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования
Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить:
Положения о применении ограничений (приложение N 2).
2. Внести изменения в отдельные Решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии согласно приложению N 3.
3. Признать утратившими силу Решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии согласно приложению N 4.
4. Установить, что лицензии на экспорт или импорт и иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров, выданные уполномоченными государственными органами государств - членов Таможенного союза до вступления в силу настоящего Решения, являются действительными до окончания срока их действия.
5. С даты вступления в силу настоящего Решения Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений, утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", не применяются.
6. Одобрить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19" (приложение N 5) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии.
7. Настоящее Решение вступает в силу по истечении тридцати календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель
В.Б. Христенко