За октябрь Вы можете удерживать НДФЛ в размере не более 50 процентов от суммы выплат сотруднику (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами возникает в момент уплаты процентов (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). В этот момент налоговый агент должен рассчитать сумму НДФЛ, удержать налог и перечислить его в бюджет. Материальная выгода от экономии на процентах за безвозмездное пользование заемными (кредитными) средствами возникает только в момент их возврата (полного или частичного). Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.
Если дата получения дохода от экономии на процентах пришлась на март 2012 год, а удержать НДФЛ было невозможно, то по окончании года налоговый агент должен был подать в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержать налог (до 1 февраля следующего года), а также уведомить об этом самого сотрудника. После направления налогоплательщику и налоговому органу письменного сообщения о невозможности удержать налог и его сумме обязанность организации как налогового агента была бы прекращена (письмо Минфина России от 05.04.2010 № 03-04-06/10-62).
Сообщить о невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан в любом случае, даже если он пропустил установленный для этого п. 5 ст. 226 НК РФ срок. Такое разъяснение, дали специалисты ФНС в Письме от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@.
Таким образом, если Вы предполагаете, что до конца года не сможете удержать у сотрудника указанную сумму НДФЛ, то можно сейчас сообщить налоговой инспекции о невозможности удержать налог за указанный период. При этом организацию могут привлечь к ответственности за непредставление в установленный срок налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Также может быть наложена административная ответственность на должностных лиц организации - от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Обоснование
1.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как удержать НДФЛ с материальной выгоды
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дата получения дохода от экономии на процентах
Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами возникает в момент уплаты процентов (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). В этот момент налоговый агент должен рассчитать сумму НДФЛ, удержать налог и перечислить его в бюджет. Если фактическая дата уплаты процентов не совпадает с датой, указанной в договоре, материальная выгода возникает на дату фактической уплаты процентов. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-39.
Материальная выгода от экономии на процентах за безвозмездное пользование заемными (кредитными) средствами возникает только в момент их возврата (полного или частичного). Например, если договором предусмотрено ежемесячное погашение беспроцентного займа, доход в виде материальной выгоды будет возникать у заемщика на каждую дату возврата заемных средств, то есть ежемесячно. До возврата займа (кредита) налоговым агентом организация не признается. Об этом сказано в письмах Минфина России от 25 июля 2011 г. № 03-04-05/6-531, от 16 мая 2011 г. № 03-04-05/6-350.
2.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно
Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.
Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).
Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан произвести удержание налога со всей суммы доходов, в том числе и с доходов, выплаченных ранее (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты он не вправе (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Внимание: за неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога налоговые агенты несут ответственность по статье 123 Налогового кодекса РФ. В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 199.1 УК РФ).
Налоговая ответственность предусмотрена в виде следующих санкций:
- пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 и 7 ст. 75 НК РФ);
- штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ).
Пени рассчитают так:
Пени | = | Не уплаченный в срок налог | ? | Количество календарных дней просрочки | ? | 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки |
Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки рассчитывают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России и финансовом органе) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.
Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:
- решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
- решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.
В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.
Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Штрафа по НДФЛ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом арбитражные суды подтверждают, что налоговый агент не обязан за счет собственных средств перечислять в бюджет налог, удержать который он не имел возможности (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, определение ВАС РФ от 4 февраля 2008 г. № 385/08, постановления ФАС Центрального округа от 20 сентября 2007 г. № А23-3907/05А-5-385, Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2008 г. № А33-10850/07-Ф02-1418/08, от 18 июля 2006 г. № А33-5710/05-Ф02-3461/06-С1, Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. № А42-8832/2006, Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2007 г. № Ф08-403/07-177А). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Информирование налоговой инспекции
О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Это нужно сделать в течение месяца после окончания налогового периода, в котором такие доходы были выплачены (т. е. до 1 февраля следующего года).
Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.
Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337.
Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).
После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно (до 1 февраля следующего года), то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля. Это следует из положений пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.