Российская организация является налоговым агентом по расчету и уплате НДС с покупки муниципального имущества (абзац 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ). Однако из этого правила есть исключение: если организация является субъектом малого и среднего предпринимательства выкупает арендованное им имущество казны субъекта РФ и муниципального образования (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому, если Ваша организация является субъектом малого и среднего предпринимательства, то начислять и платить НДС с покупки муниципального имущества не надо.
Обоснование
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Комментарий к статье 161 Налогового кодекса РФ
В некоторых случаях организации и предприниматели должны платить НДС не за себя, а за своих партнеров. Предположим, компания арендовала здание, которое находится в государственной (федеральной или региональной) или муниципальной собственности. Прежде чем перечислить арендодателю арендную плату, она должна вычесть из нее НДС. А потом отправить получателю лишь остаток суммы. А сумму удержанного НДС отправить напрямую в бюджет. В данной ситуации арендатор плательщиком НДС не является. Он выступает посредником – налоговым агентом.
Ситуации, в которых надо выполнять обязанности налоговых агентов по расчету и уплате НДС, перечислены в статье 161 Налогового кодекса РФ. Там же приведены особенности расчета налоговой базы. В частности, для случаев, когда:
- приобретены товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете;
- арендовано государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления;
- приобретено на территории России имущество казны (есть исключения);
- реализовано на территории России имущество по решению суда (есть исключения);
- реализовано на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, клады, скупленные и перешедшие к государству по наследству;
- посредник участвует в расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете.
Выполнять функции налоговых агентов должны все российские организации и предприниматели. В том числе те, которые применяют специальные налоговые режимы (п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 4 ст. 346.1 НК РФ). А также те, кто использует освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 или 145.1.
При покупке имущества казны налоговая база по НДС – доход от реализации с учетом налога
Российская компания или предприниматель может приобрести государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственной (муниципальной) организацией. Это еще один повод выступить налоговым агентом по начислению и уплате НДС. То есть рассчитать сумму этого налога, удержать ее из доходов партнера и перечислить в бюджет по реквизитам своей налоговой инспекции.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Налоговая база в этом случае – доход от реализации (передачи) имущества с учетом НДС.
Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Из этого правила есть исключение. Это ситуация, когда субъект малого и среднего предпринимательства приобрел (выкупил) арендованное им имущество казны субъекта РФ и муниципального образования (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 12.05.2011 № 03-07-07/25
Письмо3
Об освобождении от НДС операций по реализации государственной и муниципальной недвижимости
Вопрос:В июле 2010 года между организацией (покупатель) и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города (продавец) в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества. Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество произошла в октябре 2010 года.Цена объектов недвижимого имущества определена в договоре без учета НДС, при этом в договоре установлено, что все налоги по данной сделке исчисляются и уплачиваются покупателем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с договором покупателю предоставляется рассрочка по оплате приобретаемого имущества сроком на 5 лет.Подлежит ли исчислению и удержанию НДС из денежных средств, выплачиваемых продавцу после 01.04.2011 в рамках указанного договора?
В связи с письмом по вопросам о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении сделок по выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства муниципального недвижимого имущества Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п.11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.Одновременно считаем необходимым отметить следующее.Пунктом 2 ст.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"п.2 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен пп.12, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".На основании п.1 ст.5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ данная норма вступила в силу с 1 апреля 2011 года. Согласно ст.39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары - на безвозмездной основе.Таким образом, вышеуказанная норма пп.12 п.2 ст.146 Кодекса применяется в отношении операций по реализации государственного и муниципального недвижимого имущества, находящегося в казне, субъектам малого и среднего бизнеса, право собственности на которое перешло с 1 апреля 2011 года.Учитывая изложенное, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в ранее действовавшем порядке, установленном абз.2п.3 ст.161 Кодекса, в соответствии с которым исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость должны налоговые агенты - покупатели имущества независимо от даты оплаты имущества.