Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 ноября 2015 21 просмотр

Мы несколько лет арендовали нежилое помещение муниципальной собственности у городского комитета по управлению имуществом.В 2014г. заключен договор купли-продажи этого помещения.Как налоговые агенты мы должны начислять НДС с арендных платежей по арендуемым у Горкомимущества помещениям и можем принимать налог к вычету в следующем квартале, когда сумма перечислена в бюджет.Являемся ли мы налоговыми агентами по выкупаемым помещениям? или данную сделку можно трактовать как исключение:исключением является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Российская организация является налоговым агентом по расчету и уплате НДС с покупки муниципального имущества (абзац 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ). Однако из этого правила есть исключение: если организация является субъектом малого и среднего предпринимательства выкупает арендованное им имущество казны субъекта РФ и муниципального образования (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому, если Ваша организация является субъектом малого и среднего предпринимательства, то начислять и платить НДС с покупки муниципального имущества не надо.

Обоснование

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Комментарий к статье 161 Налогового кодекса РФ

В некоторых случаях организации и предприниматели должны платить НДС не за себя, а за своих партнеров. Предположим, компания арендовала здание, которое находится в государственной (федеральной или региональной) или муниципальной собственности. Прежде чем перечислить арендодателю арендную плату, она должна вычесть из нее НДС. А потом отправить получателю лишь остаток суммы. А сумму удержанного НДС отправить напрямую в бюджет. В данной ситуации арендатор плательщиком НДС не является. Он выступает посредником – налоговым агентом.

Ситуации, в которых надо выполнять обязанности налоговых агентов по расчету и уплате НДС, перечислены в статье 161 Налогового кодекса РФ. Там же приведены особенности расчета налоговой базы. В частности, для случаев, когда:

  • приобретены товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете;
  • арендовано государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления;
  • приобретено на территории России имущество казны (есть исключения);
  • реализовано на территории России имущество по решению суда (есть исключения);
  • реализовано на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, клады, скупленные и перешедшие к государству по наследству;
  • посредник участвует в расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете.

Выполнять функции налоговых агентов должны все российские организации и предприниматели. В том числе те, которые применяют специальные налоговые режимы (п. 5 ст. 346.11п. 4 ст. 346.26п. 4 ст. 346.1 НК РФ). А также те, кто использует освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 или 145.1.

<…>

При покупке имущества казны налоговая база по НДС – доход от реализации с учетом налога

Российская компания или предприниматель может приобрести государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственной (муниципальной) организацией. Это еще один повод выступить налоговым агентом по начислению и уплате НДС. То есть рассчитать сумму этого налога, удержать ее из доходов партнера и перечислить в бюджет по реквизитам своей налоговой инспекции.

Налоговая база в этом случае – доход от реализации (передачи) имущества с учетом НДС.

Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключение. Это ситуация, когда субъект малого и среднего предпринимательства приобрел (выкупил) арендованное им имущество казны субъекта РФ и муниципального образования (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

<…>

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 12.05.2011 № 03-07-07/25

Письмо3

Об освобождении от НДС операций по реализации государственной и муниципальной недвижимости

Вопрос:В июле 2010 года между организацией (покупатель) и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города (продавец) в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества. Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество произошла в октябре 2010 года.Цена объектов недвижимого имущества определена в договоре без учета НДС, при этом в договоре установлено, что все налоги по данной сделке исчисляются и уплачиваются покупателем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с договором покупателю предоставляется рассрочка по оплате приобретаемого имущества сроком на 5 лет.Подлежит ли исчислению и удержанию НДС из денежных средств, выплачиваемых продавцу после 01.04.2011 в рамках указанного договора?

В связи с письмом по вопросам о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении сделок по выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства муниципального недвижимого имущества Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п.11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.Одновременно считаем необходимым отметить следующее.Пунктом 2 ст.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"п.2 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен пп.12, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".На основании п.1 ст.5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ данная норма вступила в силу с 1 апреля 2011 года. Согласно ст.39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары - на безвозмездной основе.Таким образом, вышеуказанная норма пп.12 п.2 ст.146 Кодекса применяется в отношении операций по реализации государственного и муниципального недвижимого имущества, находящегося в казне, субъектам малого и среднего бизнеса, право собственности на которое перешло с 1 апреля 2011 года.Учитывая изложенное, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в ранее действовавшем порядке, установленном абз.2п.3 ст.161 Кодекса, в соответствии с которым исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость должны налоговые агенты - покупатели имущества независимо от даты оплаты имущества.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка