4) У учредителя возникнут налоговые последствия по НДФЛ, если ЗАО не будет выплачивать ему доходы в денежно форме. Сумма дивидендов, выплаченных в натуральной форме, является доходом учредителя, который облагается НЛДФЛ и с которого ЗАО не может удержать НДФЛ. ЗАО должно известить налоговую инспекцию и учредителя о невозможности удержать НДФЛ. После этого уплатить НДФЛ учредитель должен будет самостоятельно не позднее 15 июля следующего года. Ему нужно будет подать налоговую декларацию.
5) Для ЗАО выплата дивидендов офисом будет считаться реализацией, потому что в результате сделки право собственности на офис переходит от ЗАО к учредителю.
6) При налогообложении прибыли ЗАО может одновременно с признанием выручки от реализации офиса учесть в расходах остаточную стоимость офиса. А учесть в расходах сумму взноса в уставный капитал при налогообложении прибыли ЗАО не вправе.
Что касается уменьшения дохода учредителя в целях налогообложения НДФЛ, то уменьшение дохода в виде дивидендов на сумму взноса в уставный капитал законодательством не предусмотрено.
Обоснование
1. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении начисление и выплату дивидендов
Дивиденды – это часть прибыли, оставшейся после налогообложения, которую распределили между участниками, акционерами. Сумму дивидендов рассчитывают и выплачивают в определенном порядке и в строго установленные сроки. Подробнее об этом см. Как определить сумму и порядок выплаты дивидендов.
Дивиденды можно выдать деньгами или в натуральной форме, то есть другим имуществом. Причем акционерам деньгами можно выплатить только безналично. Участникам же ООО – как через кассу, так и на банковский счет. Такой порядок следует из статьи 28 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и статьи 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
НДФЛ
НДФЛ с дивидендов платят:
- резиденты, всегда;
- нерезиденты, только когда дивиденды выплачивают российские организации.
При этом рассчитывает, удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет обычно налоговый агент. И только когда доход получен резидентом от источников за рубежом, рассчитать и перечислить налог должен сам человек.
НДФЛ перечисляет налоговый агент
Определять НДФЛ с дивидендов налоговому агенту нужно отдельно по каждому налогоплательщику и при любой выплате. Это установлено в пунктах 2 и 3 статьи 214 Налогового кодекса РФ.
При расчете НДФЛ налоговые агенты применяют следующие ставки:
- 13 процентов – при выплате дивидендов резиденту;
- 15 процентов – при выплате дивидендов нерезиденту. Такую ставку применяют, если международными договорами об избежании двойного налогообложения не установлен другой ее размер.
Это установлено положениями статьи 7, пунктов 2 и 3 статьи 214, пункта 1 и абзаца 2 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ.
О том, кто исполняет обязанности налогового агента при выплате дивидендов, см. справочную таблицу.
2. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Можно ли учесть выплаченные дивиденды в составе расходов
Признать дивиденды расходами организации нельзя. Они не уменьшают базу для расчета как налога на прибыль, так и единого налога (п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
ЕНВД облагают только вмененный доход. А значит, дивиденды на него тоже никак не повлияют (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).
3. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как учесть при налогообложении выплату дивидендов в натуральной форме
При налогообложении необходимо учесть доход от реализации объекта, который передали в оплату дивидендов.
Дело в том, что при выплате дивидендов в натуральной форме происходят следующие операции:
1. после того как принято решение о выплате, у организации возникает денежное обязательство перед участниками, акционерами;
2. вместо денег участнику передают другие активы – фактически реализуют их. То есть уже участник должен организации;
3. зачитывают обязательства организации и участника.
Для целей расчета налогов выплату дивидендов в расходах не учитывают (п. 3 ст. 309, п. 2 ст. 275, п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 214 НК РФ).
А вот при передаче активов – товаров, работ, услуг, имущественных прав – в счет обязательства по выплате дивидендов происходит их реализация (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Следовательно, у организации возникает доход, который облагают:
- НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- налогом на прибыль (ст. 249 НК РФ);
- единым налогом при упрощенке (ст. 346.15 НК РФ).
Размер дохода определите исходя из рыночных цен на те активы, которые передали. Порядок такой оценки предусмотрен в статье 105.3 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 274, п. 4 ст. 346.18 НК РФ). Аналогичные выводы можно сделать на основании писем Минфина России от 17 декабря 2009 г. № 03-11-09/405 и ФНС России от 15 мая 2014 г. № ГД-4-3/9367.
4. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами
Да, может.
Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:
- контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
- неконтролируемые.
О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.
Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.
Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.
5. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно
О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. В настоящее время законодательством предусмотрен срок подачи сообщения – до 1 февраля после окончания налогового периода, в котором доходы были выплачены. Однако Законом от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ внесены изменения в пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ, которые вступят в силу с 1 января 2016 года. Со следующего года срок представления сведений будет другим – не позднее 1-го марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Таким образом, уведомление о невозможности удержания НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году, нужно будет подать не позднее 1 марта 2016 года. Об этом сказано в письме ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.
Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.
Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337.
Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа составит:
- 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
- от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).
Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).
Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).
После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно, то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля. Это следует из положений пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.
6. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Обязана ли организация уведомлять сотрудника о необходимости самостоятельно заплатить НДФЛ, если он уже был извещен о невозможности удержать налог с его доходов
Нет, не обязана. Но по собственной инициативе организация может довести до сотрудника такую информацию.
О том, что налоговый агент не может удержать НДФЛ с выплаченных доходов, он обязан известить налоговую инспекцию и самого налогоплательщика. Сообщения о невозможности удержать налог подают на бланках по форме 2-НДФЛ с указанием в поле «Признак» цифры 2. Об этом сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.
Отдельной типовой формы сообщения сотруднику о невозможности удержания НДФЛ нет. Более того, статья 226 Налогового кодекса РФ не содержит положений, которые обязывали бы организацию письменно информировать сотрудника о причинах невозможности удержания НДФЛ и его обязанности уплатить налог самостоятельно. Однако в добровольном порядке организация может передать сотруднику эту информацию в форме сообщения, уведомления или пояснительной записки к справке 2-НДФЛ.
7. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Нужно ли повторно подавать форму 2-НДФЛ по окончании года, если ранее налоговый агент известил инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с выплаченных доходов. Дополнительные доходы в течение года человеку не выплачивались
Да, нужно.
Представление сведений о невозможности удержать с гражданина НДФЛ в течение года не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-363, ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513. При этом суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, указываются в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).
Главбух советует: есть основания, освобождающие налоговых агентов от повторной подачи справок 2-НДФЛ в отношении доходов, с которых невозможно удержать налог. Они заключаются в следующем.
Если организация информировала налоговую инспекцию о доходах человека, с которых невозможно удержать налог, и если до конца года никаких дополнительных доходов этому человеку организация не выплачивала, направлять в инспекцию повторную справку 2-НДФЛ не нужно. Наличие различных признаков для классификации одних и тех же доходов не влияет на состав сведений, отраженных в первоначальной справке. Сдав справку 2-НДФЛ с признаком 2, налоговый агент исполнил требования, установленные пунктом 5 статьи 226 и пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. Дублировать те же самые сведения в справке 2-НДФЛ с признаком 1 организация не должна: повторное исполнение одних и тех же обязанностей налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации не применяются. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2015 г. № Ф09-5794/15, ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-9209/13).