Ежедневный медосмотр водителя проводить не нужно, достаточно того, который проведён в момент отправки его в командировку.
Статьей 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, юридические лица обязаны организовывать только предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Соответственно, работодатель должен провести только предрейсовый (перед командировкой) и послерейсовый (по возвращении из командировки) медицинские осмотры водителя, вне зависимости от того, сколько дней будет длится его командировка. Такие выводы подтверждаются судебной практикой (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18, Постановление Самарского областного суда от 29.04.2013 N а-230/2013, Постановление Самарского областного суда от 29.04.2013 N ***а-232/2013, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 N 15АП-12662/2013 и т. д.).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Рекомендация: Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
- Кто должен проходить обязательный медосмотр
Сотрудники, выполняющие определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет организации. К этой категории персонала относятся, в частности:
- сотрудники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда (в т. ч. на подземных работах) (ст. 213 ТК РФ, ст. 330.3 ТК РФ);
- сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта (ст. 213 и 328 ТК РФ,ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
- сотрудники предприятий пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);
- сотрудники ведомственной охраны (ст. 6 Закона от 14 апреля 1999 г. № 77–ФЗ).
Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, предусматривающих обязательные медосмотры, приведен в приложениях 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Помимо этого существует ряд отраслевых документов, каждый из которых регулирует порядок проведения медосмотров в том или ином виде деятельности. Ими должны руководствоваться организации, которые подпадают под действие этих документов. Такой порядок подтверждается и статьей 213 Трудового кодекса РФ, и статьей 24 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.
Например, обязательные медосмотры предусмотрены для сотрудников, занятых:
- в организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги (п. 9.29 СанПиН 2.1.2.2631-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 59);
- в строительном производстве (п. 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03, утвержденныхпостановлением Главного санитарного врача России от 11 июня 2003 г. № 141);
- в организациях общественного питания (п. 13.1 СанПин 2.3.6.1079-01, утвержденныхпостановлением Главного санитарного врача России от 8 ноября 2001 г. № 31);
- на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (Порядок, утвержденный приказом Минэнерго России от 31 августа 2011 г. № 390);
- на железнодорожном транспорте общего пользования (Порядок, утвержденный приказом Минтранса России от 16 июля 2010 г. № 154);
Также обязательные медосмотры проходят сотрудники, не достигшие 18 лет, и профессиональные спортсмены (ст. 69, 266, 348.3ТК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд
Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
При этом обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб). А обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, но только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.
Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, послерейсовые медосмотры водителей не проводятся.
Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждены Минздравом и Минтрансом России (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). В соответствии с пунктами 1.2 и 4 приложения 2 к этим Методическим рекомендациям:
- предрейсовые медосмотры должен проводить либо медицинский персонал самой организации, имеющий соответствующий сертификат, либо медучреждение, имеющее лицензию;
- для проведения медосмотра организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.
Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:
- кушетка медицинская;
- письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
- прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
- прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.;
- столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
- шпатели медицинские – 10 шт.;
- сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
- оборудованная комната для отбора биологических сред.
Внимание: за нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность.
Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
- для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
- для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.
2. Постановление Верховного Суда РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18
«постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району от 22 ноября 2011 г., оставленным без изменения решением судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2012 г. и постановлением судьи Самарского областного суда от 5 марта 2012 г., Боталов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 21 мая 2012 г. жалоба Боталова А.А. на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району от 22 ноября 2011 г., решение судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2012 г. и постановление судьи Самарского областного суда от 5 марта 2012 г. оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Шмельков С.А. просит отменить постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району от 22 ноября 2011 г., решение судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2012 г., постановление судьи Самарского областного суда от 5 марта 2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 21 мая 2012 г., вынесенные в отношении Боталова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Шмельков С.А. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, влечет назначение административного наказания.
Пункт 5.1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73, предусматривает, что водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в три года, а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 18 ноября 2011 г. старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГАИ Красного Яра в отношении Боталова А.А. составлен протокол <...> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 18 ноября 2011 г. в 18 часов 30 минут водитель Боталов А.А. на 1-м километре автодороги Обводная г. Самары перевозил опасный груз (необезвреженную тару из-под нефти) на автомобиле <...> государственный регистрационный знак <...>, с полуприцепом-цистерной, государственный регистрационный знак <...>, без предрейсового медицинского контроля, чем нарушил пункт 5.1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 (л.д. 5).*
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району от 22 ноября 2011 г. Боталов А.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4).
С таким решением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
29 января 2002 г. Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств".
В соответствии с указанными выше Методическими рекомендациями в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 2. Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.
Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.
В соответствии с пунктом 16 Приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Как установлено судебными инстанциями, 16 ноября 2011 г. ООО <...>" водитель Боталов А.А. был направлен в служебную командировку продолжительностью с 16 по 23 ноября 2011 г., связанную с перевозкой опасных грузов (нефти).
Предрейсовый медицинский контроль он прошел 16 ноября 2011 г. и был допущен к рейсу, о чем имеется отметка в путевом листе N <...> от 16 - 23 ноября 2011 г. (л.д. 6).
Изложенное выше свидетельствует о том, что Боталов А.А., выехав 16 ноября 2011 г. в служебную командировку по разработанному ООО "<...>" и указанному в путевом листе маршруту исполнил возложенную на него законом обязанность по прохождению предрейсового медицинского осмотра, следовательно, суждение о наличии в совершенном Боталовым А.А. деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.*
При рассмотрении жалоб на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району от 22 ноября 2011 г. судебные инстанции исходили из того, что Боталов А.А. в период командировки совершил несколько рейсов. Однако мотивы таких выводов в судебных постановлениях не содержатся.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району от 22 ноября 2011 г., решение судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2012 г., постановление судьи Самарского областного суда от 5 марта 2012 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 21 мая 2012 г. подлежат отмене.»
3. Постановление Самарского областного суда от 29.04.2013 N а-230/2013
«В соответствии с ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, влечет назначение административного наказания.
Пункт 5.1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73, предусматривает, что водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в три года, а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 31.01.2012 года государственным инспектором ИДПС ОВ ГИБДД по в отношении Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, согласно которому 31.01.2012 года в 10 часов 05 минут водитель ФИО1, на перевозил опасный груз (нефть) на автомобиле государственный регистрационный знак N, без предрейсового медицинского контроля, чем нарушил пункт 5.1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 (л.д. 6).
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району Самарской области от 03.02.2012 года Х. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ (л.д. 5).
С таким решением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
ДД.ММ.ГГГГ Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств".
В соответствии с указанными выше Методическими рекомендациями в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 2. Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.
Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.
В соответствии с п. 16 Приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Судом установлено, что 26.01.2012 года водитель Х. был направлен в служебную командировку продолжительностью с 26.01.2012 года по 02.02.2012 года, связанную с перевозкой опасных грузов (нефти).
Предрейсовый медицинский контроль он прошел 26.01.2012 года и был допущен к рейсу, о чем имеется отметка в путевом листе N ПВОПО 3207 от 26.01.-02 февраля 2012 года (л.д. 7).
Таким образом, Х., выехав 26.01.2012 года в служебную командировку по разработанному ООО "" и указанному в путевом листе маршруту исполнил возложенную на него законом обязанность по прохождению предрейсового медицинского осмотра, следовательно, суждение о наличии в совершенном Х. деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, является необоснованным.
Кроме того, вывод суда о том, что Х. совершил несколько рейсов, в судебных решениях не содержатся.».
Алла Пыжова, эксперт