Обязанность организации по уплате налога считают исполненной в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение, чтобы перечислить деньги в бюджет. И главное, чтобы на расчетном счете организации было достаточно денег. А если средств не хватает, в этом случае налог считается неуплаченным.
Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет, если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога. Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то инспекция может начислить организации пени. Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как налоговому агенту перечислить НДФЛ в бюджет
Ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ
При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.
Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:
- если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
- если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.
Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).
Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).
Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пеней в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал. По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.
Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).
Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).
Из рекомендации
Андрея Кизимова, кандидата экономических наук, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как организации перечислить налог в бюджет
Любая организация регулярно платит налоги. И нередко возникают ситуации, когда нужен быстрый совет, как поступить. Вы не успеваете перечислить платеж в срок, ошибочно направили деньги не туда или же сомневаетесь, можно ли зачесть переплату по одному налогу в счет другого. Решения зависят от многих условий, например от того, какой это налог – федеральный, региональный или местный. Разобраться во всем поможет эта рекомендация.
Не имеет лишь значения, какую роль при перечислении денег в бюджет исполняет ваша организация – налогоплательщика или налогового агента. Порядок уплаты един для всех. Также общими правилами надо руководствоваться, уплачивая и налог, и авансовый платеж по нему (п. 2 и 8 ст. 58 НК РФ).
В каком порядке и в какие сроки платить налоги
Конкретные ставки, порядок и сроки уплаты налогов зависят от того, в бюджеты каких уровней их направляют. Так, для федеральных налогов правила прописаны в Налоговом кодексе РФ. А для региональных и местных налогов такие нормы закрепляют в законах субъектов РФ или нормативно-правовых актах местных властей. Об этом сказано в статье 12 Налогового кодекса РФ.
В любом случае о каком бы налоге ни шла речь, если срок уплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то перечислить деньги нужно в ближайший за ним рабочий день. Такое указание есть в пункте 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Уточнить, какой день приходится на выходной или праздник, можно в статьях 111 и 112 Трудового кодекса РФ. Когда праздники совпадают с выходными, Правительство РФ, как правило, переносит их на другие даты. Так предусмотрено частями 2 и 5 статьи 112 Трудового кодекса РФ. В частности, в 2015 году выходные дни перенесли:
- с субботы, 3 января, – на пятницу, 9 января;
- с воскресенья, 4 января, – на понедельник, 4 мая.
Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 860.
Когда налог считают уплаченным
Налог считают уплаченным в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение, чтобы перечислить деньги со своего расчетного счета на счет Казначейства России. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно денег для платежа.
И само собой, платежное поручение должно быть правильно заполнено. Иначе сотрудники банка его не примут. Правила, по которым нужно заполнять поручения на уплату налогов, прописаны в Положении Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и в приказе Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.
Другим способом перечислить налоги нельзя. К слову, оплата через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрена (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287).
Но исполнить обязанность по уплате налогов можно и без перевода денег. Так, налог считают уплаченным в тот день, когда:
- налоговая инспекция приняла решение о зачете переплаты по одному налогу в счет погашения обязательств по другому;
- с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент. Конечно, только если за ним законодательно закреплена такая обязанность.
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
И напротив, налог не будет считаться уплаченным в таких случаях:
- организация отозвала из банка свое платежное поручение на уплату налога;
- в платежном поручении указаны неправильные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), и из-за этого налог не зачислили в бюджет;
- для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств.
Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.