Пунктом 12 ПБУ 23/2011 установлено, что денежные потоки организации, которые не могут быть однозначно классифицированы в соответствии с пунктами 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. В связи с этим, сумма полученной субсидии на компенсацию определенных затрат организации отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
Поступление государственной помощи
В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:
- по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
- по мере фактического получения ресурсов.
Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.
В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76*
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.
Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.
Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.
Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Рекомендация: Как составить отчет о движении денежных средств
Кто обязан составлять
Составлять отчет о движении денежных средств должны все организации, которые ведут бухучет. Из этого правила есть два исключения. Не представлять такой отчет могут, во-первых, малые предприятия, если и без него можно оценить финансовое положение организации (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, п. 85Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Во-вторых, некоммерческие организации (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
В отчете о движении денежных средств приводят данные о трех видах деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Конечно, если есть что отражать. Для каждого такого вида деятельности в отчете предусмотрен свой раздел:
- «Денежные потоки от текущих операций»;
- «Денежные потоки от инвестиционных операций»;
- «Денежные потоки от финансовых операций».
Денежные потоки – это не что иное, как платежи организации и поступления денежных средств, а также денежных эквивалентов (п. 6 ПБУ 23/2011).
Однако те платежи и поступления, которые не влияют на общую сумму денежных средств и денежных эквивалентов, включать в отчет не нужно. Даже если они меняют состав таких показателей. В частности, не нужно отражать в отчете:
- платежи, связанные с инвестированием денежных средств в денежные эквиваленты;
- поступления денежных средств от погашения денежных эквивалентов (кроме начисленных процентов);
- валютно-обменные операции (за исключением потерь или выгод от операции);
- обмен одних денежных эквивалентов на другие денежные эквиваленты (за исключением потерь или выгод от операции);
- другие аналогичные платежи и поступления (например, получение наличных со счета в банке, сдача наличных в банк, перевод с одного счета организации на другой, зачисление денежных средств в аккредитивы).
Это следует из пункта 6 ПБУ 23/2011.
По каждой группе денежных потоков определите, сколько денежных средств поступило и сколько уменьшилось, а также результат такого поступления и расходования за отчетный период. Если однозначно классифицировать денежный поток не удается, относите его к группе денежных потоков от текущих операций. Это установлено пунктами 12 и 13 ПБУ 23/2011.*
Денежные потоки от текущих операций
По строкам 4110–4100 отразите денежные потоки от текущих операций. Они, как правило, связаны с формированием прибыли (убытка) от продаж (п. 9 ПБУ 23/2011).
В том числе по строке 4110 укажите общую сумму поступлений денежных средств от текущих операций. Ее можно определить, если сложить показатели строк 4111–4119.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Формы и справки: Порядок заполнения Отчета о движении денежных средств
Наименование |
Код строки* |
Формирование показателей Отчета** |
Денежные потоки от текущих операций*** |
||
Поступления – всего |
4110 |
Строка 4111 + строка 4112 + строка 4113 + строка 4119 |
в том числе: от продажи продукции, товаров, работ и услуг |
4111 |
Дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»* |
арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей |
4112 |
Дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
от перепродажи финансовых вложений |
4113 |
Дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
прочие поступления |
4119 |
Дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 98 «Доходы будущих периодов», 91-1 «Прочие доходы» |