Вопрос: Какие могут быть особенности при сдачи отчетности ЗАО в налоговую, в статистику, в каком объеме им нужно сдавать баланс. Могут ли они относиться к малым предприятиям, если не превышают численности и выручки? Нужен ли им обязательный аудит?
Ответ: при сдаче отчетности ЗАО особенностей нет. Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо представить в налоговую инспекцию, акционерам и в территориальное статистическое управление. Публиковать отчетность ЗАО обязаны, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги. В состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах), Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Отчет о целевом использовании средств. Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства. При выполнении условий признания организации субъектом малого предпринимательства ЗАО может быть отнесено к малому предприятию. В таком случае в составе бухгалтерской отчетности нужно сдавать только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Причем их можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам. Обязательный аудит проводить не нужно.
Еще читайте: скачать бухгалтерский баланс за 2019 год в excel
Обоснование данной позиции приведено ниж е в материалах Системы Главбух
Кто, как и когда обязан представить бухгалтерскую отчетность
Cоставлять и сдавать бухгалтерскую отчетность должны те, кто обязан вести бухучет. А это все организации независимо от применяемой системы налогообложения* (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Куда сдавать
Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо представить:*
- в налоговую инспекцию;
- учредителям (участникам, акционерам);
- в территориальное статистическое управление.
Такой порядок следует из части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Когда сдавать
Годовую отчетность нужно сдать в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). В тот же срок надо сдать обязательный экземпляр годовой отчетности в отделение статистики (п. 2 ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть по общему правилу годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдавать не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Например, бухгалтерскую отчетность за 2013 год необходимо сдать не позднее 31 марта 2014 года.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если последний срок сдачи отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, представьте ее в первый же рабочий день, следующий за ним (п. 47 ПБУ 4/99).
Сроков же, в которые надо сдавать промежуточную отчетность, в Законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ нет.
Публикация отчетности
Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).* В частности, это касается организаций, которые должны проводить обязательный аудит. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Кроме того, в обязательном порядке публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность должны ОАО (п. 1 ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). ЗАО и ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги* (п. 2 ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Опубликовать отчетность можно в средствах массовой информации либо в виде брошюр (буклетов), которые распространить среди своих пользователей.
Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности
Состав отчетности
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним.* Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
В свою очередь приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Отчет о целевом использовании средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах.
Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.
Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:*
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о финансовых результатах;
- Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Отчет о целевом использовании средств.
Следует отметить, что эти правила применяются начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год. При этом в состав годовой отчетности вместо Отчета о прибылях и убытках входит Отчет о финансовых результатах* (ч. 1 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подробнее см. Как составить Отчет о финансовых результатах. приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н
В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года.* Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация, которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации* (п. 6, 24ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012).
Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету. Подробно о составлении пояснений см. Как составить Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.
Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.*
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.*
Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
- Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
- Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.
Вместе с тем, малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке).* Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей (без детализации по статьям), в том числе те показатели, которые предложены в новых бланках (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н).
Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.*
Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать* (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:*
- те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
- информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.
Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Виды хозяйствующих субъектов |
Условия признания субъектом малого предпринимательства1* |
Основание |
Коммерческие организации2 и потребительские кооперативы |
Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов) Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов3 |
|
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели |
Средняя численность работников 4 за предыдущий календарный год не превышает:*
|
|
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС5 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)6 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства4 На 2013?2017 годы установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:*
|
1 Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус только в том случае, если в течение двух календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения* (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
2 За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
3 Данное ограничение не распространяется на организации:
1) внедряющие (применяющие на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) этих организаций:
- бюджетным или автономным научным учреждениям;
- образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
2) учредители (участники) которых включены в утвержденный Правительством РФ перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
Это следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
4 В течение года, в котором вновь созданные организации и предприниматели были зарегистрированы, они определяют показатели средней численности сотрудников, выручку или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за период с момента их госрегистрации до конца года (ч. 5 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном статьей 249Налогового кодекса РФ (ч. 7 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
6 В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам бухучета (ч. 8 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку
Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Когда проведение аудита обязательно
В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:*
- открытым акционерным обществом;
- профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж;
- страховой компанией;
- негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
- кредитной организацией.
Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:*
- организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2013 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.*