НДФЛ по данному сотруднику нужно пересчитать и перечислить в бюджет. Если организация не сдала бухгалтерскую отчетность, внести исправления можно в декабре 2012 года. В отчетности по НДФЛ организация должна указать верные данные, в противном случае придется сдавать уточненные сведения. Удержать НДФЛ нужно в месяце обнаружения ошибки. За неудержание (неполное удержание), неперечисление или неполное перечисление налога предусмотрена административная и уголовная ответственность. Необходимо начислить пени и перечислить их в бюджет. Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на 20% от суммы неудержанного (неуплаченного) налога. Если бухгалтерская отчетность сдана, исправления нужно внести в месяце обнаружения ошибки.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1 Рекомендация:Кто должен платить НДФЛ
НДФЛ платят как резиденты (с доходов, полученных от источников в России и за ее пределами), так и нерезиденты (с доходов, полученных от источников в России). Об этом говорится в статьях 208 и 209 Налогового кодекса РФ.
Удержание НДФЛ налоговым агентом
В большинстве случаев НДФЛ должны удержать и заплатить в бюджет налоговые агенты (источники выплаты дохода). Но иногда получатель дохода платит налог самостоятельно (в таких случаях организация не будет налоговым агентом) (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).
Организация не обязана удерживать НДФЛ в случаях:
- если выплачивает доход предпринимателю или другому человеку, занимающемуся частной практикой (например, нотариусу, адвокату) (ст. 227 НК РФ);
- если выплачивает доход, налог с которого получатели платят самостоятельно (п. 1 ст. 228 НК РФ);
- если является источником дохода по операциям купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок и не выступает при этом брокером, доверительным управляющим или другим посредником (п. 18 ст. 214.1 НК РФ).
Внимание:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
-
пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4и 7ст. 75 НК РФ); -
штрафа в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ). *
Пени рассчитают так:
Пени | = | Не уплаченный в срок налог | ? | Количество календарных дней просрочки | ? | 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки |
Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся суммы удержанного НДФЛ и пеней (п. 5 ст. 108 НК РФ). Это означает, что налоговая инспекция может взыскать эти суммы с организаций в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Исключение установлено в отношении государственных (муниципальных) учреждений, которым открыт лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе). Взыскать с них сумму НДФЛ и пени налоговая инспекция может только в судебном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, ст. 239 Бюджетного кодекса РФ).
Кроме того, если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Штрафа по НДФЛ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). При этом арбитражные суды подтверждают, что налоговый агент не обязан за счет собственных средств перечислять в бюджет налог, удержать который он не имел возможности (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, определение ВАС РФ от 4 февраля 2008 г. № 385/08, постановления ФАС Центрального округа от 20 сентября 2007 г. № А23-3907/05А-5-385, Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2008 г. № А33-10850/07-Ф02-1418/08, от 18 июля 2006 г. № А33-5710/05-Ф02-3461/06-С1, Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. № А42-8832/2006, Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2007 г. № Ф08-403/07-177А). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца с даты окончания налогового периода уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).
Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.
К уголовной ответственности могут привлечь человека, на которого фактически возложены обязанности по расчету, удержанию или перечислению налога. Им может быть:
- руководитель (сотрудник, выполняющий его функции);
- главный бухгалтер (сотрудник, выполняющий его функции);
- другой сотрудник, на которого возложены обязанности по расчету, удержанию и перечислению налога.
Обязательным условием уголовной ответственности является наличие личных интересов в неисполнении обязанностей налогового агента. Например, если сотрудники организации присвоили суммы удержанного налога. Личный интерес может быть и неимущественным (например, семейственность или желание приукрасить реальное состояние дел).
Об этом говорится в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Меры налоговой ответственности за совершение преступлений налоговыми агентами приведены в таблице Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства.
Дополнительным наказанием может быть лишение руководителя, главного бухгалтера или другого сотрудника организации права занимать определенные должности (ст. 199.1 УК РФ).
По доходам, в отношении которых организация признается налоговым агентом, она не вправе возлагать на получателей доходов обязанность самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена (п. 5 ст. 3 НК РФ). Даже если подобное положение будет зафиксировано в трудовом (гражданско-правовом) договоре или дополнительном соглашении к нему, оно будет считаться ничтожным. Ответственность за своевременное и полное перечисление налога в бюджет в этом случае все равно возлагается на налогового агента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/3-292, от 15 июня 2010 г. № 03-04-06/3-148.
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2 Рекомендация:Как составить справку по форме 2-НДФЛ
Справки по форме 2-НДФЛ составляйте по каждому человеку, получавшему доход от организации. Исключение составляют:
- граждане, которым организация выплачивала доходы при приобретении у них имущества или имущественных прав, принадлежащих им на праве собственности (справки не составляются только в отношении этих доходов);
- предприниматели.
Это следует из положений пункта 2 статьи 226, статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым по отношению к названным категориям налогоплательщиков организации не являются налоговыми агентами. Между тем обязанность подавать сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, возложена именно на налоговых агентов (п. 2 ст. 230 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2010 г. № 03-04-06/6-321.
Форма справки
Форма справки о доходах физического лица (2-НДФЛ) и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611. О порядке и сроках представления справок в налоговые инспекции см. Как представить справку по форме 2-НДФЛ.
При составлении справок используйте сведения, отраженные в регистрах налогового учета по НДФЛ.
Ситуация: как заполнить раздел 5 справки по форме 2-НДФЛ, если исчисленная сумма налога была не полностью удержана с сотрудника (mod = 112, id = 46639)
Заполните указанный раздел, руководствуясь рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611 и разъяснениями контролирующих ведомств.
Если в течение налогового периода налоговый агент не смог полностью удержать НДФЛ с выплаченных доходов, сумму задолженности налогоплательщика он должен передать на взыскание в налоговую инспекцию. Для этого в течение одного месяца с даты окончания налогового периода (до 1 февраля следующего года) нужно направить письменное уведомление налогоплательщику и в налоговую инспекцию по месту учета налогового агента (п. 5 ст. 226 НК РФ).
В качестве уведомления используйте форму 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611). При заполнении формы в поле «Признак» укажите цифру 2 (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).
Представление сведений о невозможности удержать НДФЛ не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (письма ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513). Поэтому суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, укажите в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).
Пример заполнения раздела 5 справки по форме 2-НДФЛ. Организация передает не полностью удержанную сумму НДФЛ на взыскание в налоговую инспекцию
Общая сумма зарплаты, начисленной экономисту А.С. Кондратьеву в 2011 году, составила 144 000 руб. В декабре 2011 года по просьбе сотрудника организация оплатила ему туристическую поездку. Дополнительный доход Кондратьева, полученный в натуральной форме, составил 60 000 руб.
В январе–марте 2011 года сотрудник имел право на стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Таким образом, общая сумма НДФЛ, исчисленная с доходов Кондратьева за 2011 год, равна:
(144 000 руб. – 1200 руб. + 60 000 руб.) ? 13% = 26 364 руб.
По состоянию на 1 января 2012 года организация смогла удержать из зарплаты Кондратьева НДФЛ только в размере 18 564 руб. 1 января 2012 года Кондратьев уволился. Разницу между исчисленной и удержанной суммой налога организация передала на взыскание в налоговую инспекцию.
В разделе 5 справки о доходах Кондратьева за 2011 год, которую организация представила в инспекцию к 1 февраля 2012 года, бухгалтер отразил следующие данные:
В поле «Признак» раздела 1 справки о доходах бухгалтер указал цифру «2», поскольку налоговый агент сообщает о невозможности удержать НДФЛ.
Эти же данные были включены в состав показателей справки 2-НДФЛ, которую организация представила в налоговую инспекцию к 1 апреля с признаком 1. В разделе 5 этой справки по Кондратьеву отражены следующие данные:
- по строке 5.1 «Общая сумма дохода» – 60 000 руб.;
- по строке 5.2 «Облагаемая сумма дохода» – 60 000 руб.;
- по строке 5.3 «Сумма налога исчисленная» – 7800 руб.;
- по строке 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» – 7800 руб.
- по строке 5.1 «Общая сумма дохода» – 204 000 руб.;
- по строке 5.2 «Облагаемая сумма дохода» – 202 800 руб.;
- по строке 5.3 «Сумма налога исчисленная» – 26 364 руб.;
- по строке 5.4 «Сумма налога удержанная» – 18 564 руб.;
- по строке 5.5 «Сумма налога перечисленная» – 18 564 руб.;
- по строке 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» – 7800 руб.
Уточненные справки
Если после сдачи справки в налоговую инспекцию налог был пересчитан, составьте новую справку по форме 2-НДФЛ. При ее оформлении в полях «№ __» и «от __» укажите номер ранее представленной справки и новую дату составления. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2975.
Составлять уточненные справки 2-НДФЛ в отношении сотрудников, которые по итогам налогового периода приобрели статус резидента, не требуется. В таких случаях перерасчет НДФЛ и возврат излишне удержанных сумм осуществляет не налоговый агент, а налоговые инспекции на основании деклараций по форме 3-НДФЛ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Об этом сказано в письме Минфина России от 29 ноября 2012 г. № 03-04-06/6-335.
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3 Рекомендация:Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности
Основание для исправлений
Исправления в бухучет вносите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Ими могут быть:
– первичные документы, не отраженные в учете в соответствующем отчетном периоде;
– бухгалтерские справки с обоснованием исправлений.
Виды ошибок
Порядок исправления ошибок в бухучете и отчетности зависит от характера допущенной ошибки и от того, в какой период она была совершена и обнаружена. На практике возможны следующие варианты:
– ошибка выявлена до окончания года, в котором она была совершена;
– ошибка обнаружена после окончания года, но до даты подписания отчетности;
– ошибка выявлена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям;
– ошибка обнаружена после представления подписанной отчетности внешним пользователям, но до даты ее утверждения;
– ошибка выявлена после утверждения годовой отчетности.
Ошибка обнаружена после окончания года, но до подписания отчетности
Если ошибка была обнаружена после окончания года, но до даты подписания отчетности, то исправительные записи нужно внести в декабре года, за который составляется отчетность (п. 6 ПБУ 22/2010).
Ошибка обнаружена после подписания отчетности
Порядок исправления ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, является допущенная ошибка существенной или нет.
Порог существенности ошибки организация вправе определить самостоятельно, прописав его в своей учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 3 ПБУ 22/2010). Например, в учетной политике можно прописать порог существенности так: «Существенной признается ошибка, отношение суммы которой к итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 процентов».
Если существенная ошибка обнаружена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям (например, учредителям организации, органу государственной власти и т. п.), исправьте ее в декабре года, за который составлена отчетность (т. е. в том же порядке, что и ошибки, обнаруженные до подписания отчетности).
В аналогичном порядке существенную ошибку можно исправить, если она была обнаружена после представления подписанной отчетности собственникам организации или иным внешним пользователям, но до даты ее утверждения. При этом после исправления ошибки нужно пересмотреть ранее составленную отчетность, вновь подписать ее и представить всем пользователям, которым она была представлена раньше. В Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к пересмотренной отчетности нужно указать, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также привести основание повторного оформления.
Такой порядок следует из пунктов 7, 8, 15 ПБУ 22/2010.
Если существенная ошибка была обнаружена после утверждения годовой отчетности, то исправьте ее в том отчетном периоде, в котором она была найдена. Корректировку утвержденной отчетности не производите. Изменения отразите в текущей отчетности. Такие правила установлены пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктом 10 ПБУ 22/2010.
Несущественные ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах, во всех перечисленных случаях исправьте в том отчетном периоде, когда они были обнаружены (п. 14 ПБУ 22/2010).
В бухучете порядок отражения ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, какая допущена ошибка, – существенная или несущественная.
Существенные ошибки исправляйте в следующем порядке.
Ошибки, обнаруженные до утверждения годовой отчетности, исправляйте с использованием соответствующих счетов учета затрат, доходов, расчетов и т. д.
При выявлении существенных ошибок после утверждения годовой отчетности исправления вносите с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010).
Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте проводки:
Дебет 62 (76, 02...) Кредит 84
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход) прошлого года;
Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
– доначислен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.
Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте запись:
Дебет 84 Кредит 60 (76, 02...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход) прошлого года.
Дальнейшие проводки зависят от того, как эта ошибка исправляется в налоговом учете.
1. Если бухгалтер подает уточненную налоговую декларацию за период, когда ошибка допущена (т. е. за прошлый год), то сделайте запись:
Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 84
– уменьшен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.
2. Если бухгалтер исправляет ошибку в налоговом учете текущим периодом, то в налоговом учете будут увеличены расходы (уменьшены доходы) текущего года. В бухучете сделайте проводку:
Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 99
– отражен постоянный налоговый актив из-за того, что в налоговом учете текущего периода признаны расходы (уменьшены доходы), относящиеся к прошлому году.
3. Если бухгалтер решил не исправлять ошибку в налоговом учете, то дополнительные записи не делаются. Поскольку в бухучете исправление существенных ошибок не затрагивает счета финансовых результатов текущего периода.
Несущественные ошибки в бухучете исправляйте с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом не имеет значения, была утверждена отчетность к моменту выявления ошибки или нет. Такой вывод следует из пункта 14 ПБУ 22/2010.
Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода), сделайте проводку:
Дебет 60 (62, 76, 02...) Кредит 91-1
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход).
Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода), сделайте запись:
Дебет 91-2 Кредит 02 (10, 41, 60, 62, 76...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход).
Ответственность
Внимание: ошибка в бухгалтерской отчетности является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
По Кодексу РФ об административных правонарушениях грубым нарушением правил представления бухгалтерской отчетности признается искажение любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. За это нарушение по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
– если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
– если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
– если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга