Доход у арендодателя, подлежащий обложению НДФЛ, возникает только в том случае, если ему возмещаются коммунальные расходы, размер которых не зависит от их фактического потребления (отопление, домофон и т. п.). С таких выплат следует удержать и уплатить в бюджет соответствующие суммы НДФЛ. Если же размер возмещаемых затрат зависит от фактического потребления коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т. п.), то у арендодателя не возникает экономической выгоды. В таком случае с сумм компенсации удерживать НДФЛ не нужно.
Однако в рассматриваемой ситуации Ваша организация-арендатор самостоятельно заключила договоры со снабжающими организациями. То есть расходы по оплате коммунальных услуг фактически несет Ваша организация, а не арендодатель. Следовательно, суммы, уплачиваемые снабжающим организациями, не могут быть признаны возмещением расходов арендодателя. То есть независимо от вида коммунальных расходов (как зависящих, так и независящих от фактического потребления) подлежащий обложению НДФЛ доход у физического лица – арендодателя в отношении сумм оплаты коммунальных услуг не возникает. В этой связи в рассматриваемой ситуации обязанности по удержанию и уплате в бюджет НДФЛ с сумм уплаченных коммунальных услуг у Вашей организации не возникает.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.10.2008 № 3-5-04/564 «Налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду»
Федеральная налоговая служба рассмотрела ваше обращение по вопросу налогообложения доходов от сдачи имущества в аренду и сообщает следующее.
В случае сдачи нежилого помещения в аренду собственник этого помещения и арендатор являются сторонами договора гражданско-правового характера - договора аренды помещения, заключаемого в соответствии с правовыми нормами, изложенными в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества определены статьей 616 ГК РФ. В частности, согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии со статьями 208 и 209 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, получаемые физическими лицами - собственниками имущества по договорам аренды этого имущества, являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц по налоговой ставке 13% у налоговых резидентов Российской Федерации.
При получении физическим лицом - арендодателем доходов в виде обусловленной договором аренды арендной платы от организации, заключившей договор аренды нежилого помещения и являющейся в соответствии со статьей 226 Кодекса налоговым агентом, обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет начисленной непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате суммы налога возложена непосредственно на налогового агента.
Пунктом 2 статьи 226 Кодекса определено, что исчисление и уплата налога в соответствии с указанной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214_1, 227 и 228 главы 23 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Следовательно, организация-арендатор при выплате доходов по договору аренды физическому лицу - арендодателю обязана согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды по соглашению сторон. Следовательно, размер арендной платы в договоре аренды может быть определен сторонами как без учета затрат, связанных с оплатой коммунальных и эксплуатационных услуг, так и с учетом таковых.
Если в соответствии с условиями договора аренды расходы на коммунальные и эксплуатационные услуги в арендную плату не включаются, т.е. когда организация-арендатор производит за свой счет указанные расходы, то у арендодателя - физического лица объектом налогообложения являются суммы полученной им от арендатора в налоговом периоде арендной платы.*
Если согласно условиям договора аренды расходы на коммунальные и эксплуатационные услуги в арендную плату включены, т.е. когда такие расходы производит за свой счет арендодатель, то налоговая база по налогу на доходы физических лиц в части доходов, полученных им от арендатора в виде арендных платежей, в сумме которых согласно условиям договора аренды учтены указанные затраты арендодателя, уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги.
2. Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с доходов гражданина по договору аренды. Организация арендует помещение у гражданина, не являющегося предпринимателем
Да, нужно.
В большинстве случаев НДФЛ должны удержать и перечислить в бюджет налоговые агенты (источники выплаты дохода). Но иногда получатель дохода уплачивает НДФЛ самостоятельно (в таких случаях организация не будет налоговым агентом) (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).
Перечень доходов, с которых гражданин, не являющийся предпринимателем, должен самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ, приведен в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ. В частности, в него входят доходы, полученные по гражданско-правовым договорам от граждан или организаций, которые не являются налоговыми агентами (подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ). К таким доходам относятся, например, выплаты, полученные от банка по его векселям или от иностранной организации, которая не имеет в России обособленных подразделений. Российские организации-арендаторы признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ). Следовательно, с суммы арендной платы по договору аренды, заключенному с российской организацией, гражданин самостоятельно налог не рассчитывает и не уплачивает. В этом случае удержать и перечислить НДФЛ должна организация-арендатор (п. 1 ст. 226 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Возложить обязанность по уплате НДФЛ на гражданина организация-арендатор (налоговый агент) не вправе (п. 5 ст. 3 НК РФ). В частности, условие в договоре аренды (дополнительном соглашении к нему) о том, что гражданин самостоятельно рассчитывает и уплачивает НДФЛ с полученных доходов, является ничтожным.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-04-06/8-272, от 5 августа 2011 г. № 03-04-06/3-179, от 15 июля 2010 г. № 03-04-06/3-148, от 13 июля 2010 г. № 03-04-06/3-144, от 7 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/83 и ФНС России от 1 ноября 2010 г. № ШС-37-3/14854.
Кроме того, в случае если организация возмещает гражданину-арендодателю коммунальные расходы, размер которых не зависит от фактического потребления коммунальных и эксплуатационных услуг (отопление, домофон и т. п.), то с суммы такой компенсации также следует удержать НДФЛ.* Если же размер возмещаемых затрат зависит от фактического потребления коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т. п.), то у арендодателя не возникает экономической выгоды. Следовательно, НДФЛ с сумм такой компенсации удерживать не нужно.
Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-04-06/8-272.
Из рекомендации «С каких выплат удерживать НДФЛ
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16 декабря 2011 года N 03-04-05/3-1050 «О вопросе обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения арендатором арендодателю затрат по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг»
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения арендатором арендодателю затрат по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Стоимость возмещенных арендатором арендодателю - физическому лицу расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги, размер которых не зависит от их фактического использования, является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.*
Российская организация, возмещающая арендодателю - физическому лицу расходы на коммунальные и эксплуатационные услуги, в случае, когда такое возмещение носит характер экономической выгоды для физического лица, признается в соответствии со статьей 226 Кодекса налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц.*
Оплата арендатором расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги, размер которых зависит от их фактического потребления, определяемых на основании подтверждающих документов, не может рассматриваться как получение физическим лицом экономической выгоды, поскольку арендатор возмещает арендодателю стоимость расходов, произведенных арендатором исключительного в своих интересах.
В отношении таких сумм возмещения у арендодателя не возникает дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.
3. Рекомендация:что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно
Информирование налоговой инспекции
О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Это нужно сделать в течение месяца после окончания налогового периода, в котором такие доходы были выплачены (т. е. до 1 февраля следующего года)*.
Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.
Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337.
Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
В учете коммерческих учреждений:
Особый порядок предусмотрен для подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами. Срок подачи таких сообщений зависит от того, что произошло раньше:
- истек месяц со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог;
- истек срок действия последнего договора между человеком и налоговым агентом, в рамках которого был начислен НДФЛ.
В первом случае сообщение нужно направить в налоговую инспекцию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Во втором – инспекцию нужно уведомить в течение месяца со дня окончания действия договора, в рамках которого был начислен НДФЛ.
Об этом сказано в пункте 18 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ.
Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).
После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если в следующих налоговых периодах у него есть (появится) такая возможность. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12. В этом случае заплатить НДФЛ человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором он получил доходы, с которых налоговый агент не смог удержать налог (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Следует отметить, что предоставление сведений о невозможности удержать с гражданина НДФЛ в течение года не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513. При этом суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, указываются в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Статья:Ндфл не удержан как исправить ошибку
Бухгалтер ошибся в исчислении НДФЛ — не удержал налог из заработка работника или удержал не в полной сумме.
Что нужно сделать в этом случае, вы узнаете из статьи.
Организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, которые осуществляют выплаты физическим лицам, обязаны правильно и своевременно рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Эти обязанности возложены на них как на налоговых агентов.
Ответственность налоговых агентов
За невыполнение своих обязанностей налоговые агенты привлекаются к налоговой ответственности. Так, за неправомерное неудержание (неполное удержание) налога на доходы физических лиц согласно статье 123 Налогового кодекса налагается штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию, а за несвоевременное перечисление налоговый агент должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Пени рассчитываются за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы НДФЛ. В отношении доходов в виде заработной платы исчисление периода просрочки начинается со дня, следующего за днем получения (перечисления) денежных средств для выплаты дохода. Процентная ставка пени равна 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки.
Что можно сделать для минимизации потерь от применения налоговых санкций? Только одно – постараться исправить ошибку.
Перечень и последовательность действий, производимых с целью исправления ошибки, приведшей к недоплате НДФЛ в бюджет, зависит от того, возможно ли удержание дополнительной суммы налога данным налоговым агентом или такой возможности у него нет.
Возможности налогового агента удержать НДФЛ
Наличие возможности налогового агента удержать НДФЛ из доходов физического лица определяется несколькими условиями.
Во-первых, между налогоплательщиком и налоговым агентом существуют договорные взаимоотношения, предполагающие выплату дохода. То есть работник не уволен, а продолжает трудиться и получать зарплату, исполнитель по гражданско-правовому договору исполняет согласованный объем работ за вознаграждение и т. д.
Во-вторых, договором предусмотрена выплата налоговым агентом дохода налогоплательщику в денежной форме, то есть вознаграждение осуществляется не только в натуральной форме.
В-третьих, сумма дохода, подлежащего выплате, достаточна для удержания НДФЛ. Соотношение суммы начисленных выплат, из которой удерживается налог, и суммы налога регулируется Налоговым кодексом. Сумма НДФЛ не должна превышать 50% суммы выплаты* (п. 4 ст. 226 НК РФ).
В-четвертых, не завершены расчеты между налоговым агентом и физическим лицом по налоговому периоду, из доходов которого следует удержать НДФЛ. Например, заработная плата, начисленная за декабрь, выплачивается в январе следующего года. В период до дня ее выдачи налоговый агент имеет возможность удержать НДФЛ. Позже этой возможности уже нет. Такой вывод следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 226 Налогового кодекса. Если обстоятельства складываются иным образом – из четырех выше перечисленных условий хотя бы одно не выполняется, налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ из доходов налогоплательщика.
Пятый случай – смерть налогоплательщика, когда налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ, в данной статье мы рассматривать не будем. Если налогоплательщик умирает, налог не может быть удержан. На основании статьи 44 Налогового кодекса в связи со смертью налогоплательщика обязательства по уплате НДФЛ прекращаются.
Рассмотрим порядок действий налогового агента, не полностью удержавшего НДФЛ с доходов физического лица.
Налоговый агент может удержать НДФЛ из доходов физического лица
Если налоговый агент на момент обнаружения недоплаты НДФЛ сохраняет договорные отношения с физическим лицом, выплачивает ему доходы в денежной форме, величина выплат удовлетворяет условиям пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса и расчеты по налоговому периоду, к которому относится ошибка, не завершены, налоговый агент обязан удержать не полностью удержанный НДФЛ, перечислить его в бюджет, начислить пени и уплатить их. При этом налоговому агенту придется оформить ряд документов.
Фиксируем ошибку в бухгалтерской справке
В первую очередь факт выявления ошибки необходимо отразить в бухгалтерской справке. Может возникнуть вопрос, зачем создавать дополнительные бумаги? Постараемся ответить.
Прежде всего бухгалтерская справка нужна самому бухгалтеру как документ, описывающий факт, имеющий значение для бухгалтерского и налогового учета, для контроля взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. Также она может потребоваться в случае проведения налоговой проверки для восстановления истории событий по исправлению ошибки, доказательства, что ошибка действительно обнаружена и исправлена самим налоговым агентом, а не налоговым инспектором.
На основании бухгалтерской справки производится доначисление НДФЛ, осуществляются дополнительные расчеты с налогоплательщиком и бюджетом, вносятся исправления в регистры бухгалтерского и налогового учета. Рассмотрим содержание бухгалтерской справки в данном случае. В этом документе следует:
– описать суть ошибки, дату, когда она была допущена, и ее причину;
– дать правильный вариант расчета НДФЛ и зафиксировать дату осуществления пересчета;
– обозначить сумму НДФЛ, которую необходимо доначислить;
– указать, с каких доходов налогоплательщика и когда будет произведено удержание доначисленной суммы НДФЛ;
– привести расчет суммы пеней за просрочку перечисления налога в бюджет;
– установить дату перечисления в бюджет недоимки и пеней по НДФЛ;
– предложить корректирующие записи для регистров налогового и бухгалтерского учета.
Журнал «Зарплата», №6, 2011 г.
19.06.2013г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Рупасова Ксения.