Для обоснования расходов руководитель турфирмы должен издать приказ, утвердив им смету технологических потерь, в том числе «пустых» чартерных авиарейсов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Продаем авиабилеты
Фрахтование*
Договоры фрахтования более известны как чартеры. На основании статьи 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования перевозчик предоставляет транспортное средство либо часть мест в транспортном средстве для перевозки пассажиров. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами в зависимости от вида транспортного средства.
В случае заключения договора фрахтования турфирма самостоятельно формирует стоимость билета. Помимо оплаты услуг перевозчика в нее могут быть включены расходы на обеспечение питания пассажиров, перевозки багажа и другие расходы, связанные с перевозкой.
Организацией чартерных рейсов, как правило, занимаются туроператоры, которые для расширения возможностей по реализации билетов могут привлекать турагентов. При этом заключаются агентские договоры. Такие договоры регулируются положениями главы 52 «Агентирование» Гражданского кодекса РФ. Обязательными элементами исполнения таких договоров являются отчет агента о проданных билетах с указанием расчета вознаграждения и акт оказанных услуг на эту сумму.*
М.А. Зиновьева, финансовый директор ООО «Би-Консалтинг»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Журнал «Учет в туристической деятельности», № 3, март 2013
2. Статья: Как списать стоимость «пустого» авиарейса на чартере?
Туроператор по субагентскому договору имеет жесткий блок мест на чартере. На последний вывозной рейс билеты фактически не продаются, поскольку самолет летит за туристами (пустой). Но аванс за этот рейс уже оплачен. Можно ли отнести стоимость этого рейса в целях налогообложения прибыли на прочие расходы?
Да, можно.
К специфике туристской деятельности относятся расходы по услугам, приобретаемые блоками и партиями, в том числе расходы, связанные с обязательными «пустыми» полетами в начале и конце туристской программы по чартерным рейсам. Эти расходы квалифицируются как технологические потери, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ).
Обоснованием для списания технологических потерь является смета, учитывающая особенности деятельности турфирмы. Смета должна быть утверждена приказом руководителя турфирмы.*
Отвечала Т.И. ПЕЧУРИНА,
генеральный директор
ООО «Профессионал Аудит Центр»
Журнал «Учет в туристической деятельности», № 3, март 2009
3. Статья: Распределяем чартерные расходы
Покупка блока мест
Туроператор приобрел по договору фрахта (чартера) с авиаперевозчиком блоки мест в самолетах. Посмотрим, как это отразить в учете.*
ПРИМЕР 1*
Туроператор оплатил авиаперевозчику за блок мест на период с 1 июня по 30 сентября 2009 года в десяти чартерных рейсах 962 500 руб. Рейсы международные.
Напомним, что, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, если пункт отправления или пункт назначения при авиаперевозках расположены за пределами РФ, билеты облагаются НДС по ставке 0 процентов.
В учете турфирмы бухгалтер сделает следующие проводки:
Дебет 97 субсчет «Блоки мест на чартерные рейсы»
Кредит 60 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 962 500 руб. – отражена стоимость выкупленных мест на чартерные авиарейсы;
Дебет 60 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
Кредит 51
– 962 500 руб. – оплачен перевозчику блок мест на чартерные авиарейсы.
Списание «пустого» рейса
Нормативные акты не содержат конкретного ответа на вопрос, к какому виду расходов отнести затраты туроператора по «пустым» чартерным рейсам в бухгалтерском учете, все же их можно считать технологическими потерями. Такие потери принимаются и в целях налогообложения прибыли (подп. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
Для обоснования расходов руководитель турфирмы должен издать приказ, утвердив им смету технологических потерь, в том числе «пустых» чартерных авиарейсов.*
ПРИМЕР 2*
Продолжим предыдущий пример. Итак, два рейса из десяти будут «пустыми». Их стоимость составит:
962 500 руб. : 10 ? 2 = 192 500 руб.
Туроператор имеет право списать технологические потери в тот момент, когда будет совершаться доходный рейс. Сумма списания составит:
192 500 руб. : 8 = 24 062,50 руб.
Итак, при перевозке пассажиров на чартере турфирма будет списывать часть «пустых» рейсов. А в бухгалтерском учете будут делаться следующие проводки:
Дебет 20
Кредит 97 субсчет «Блоки мест на чартерные рейсы»
– 96 250 руб. ((962 500 руб. – 192 500 руб.) : 8) – списаны расходы по чартерному рейсу, который совершается с пассажирами;
Дебет 20
Кредит 97 субсчет «Блоки мест на чартерные рейсы»
– 24 062,50 руб. – списаны технологические потери от «пустых» чартерных рейсов.
Т.И. Маркова, аудитор
Журнал «Учет в туристической деятельности», № 6, июнь 2009