Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 февраля 2015 5 просмотров

а нам ничего не будет если мы составим договор на 1 рубль? или все таки будут пытаться приравнять к рыночной или признаю сделку ничтожной?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Какое имущество предпринимателя облагается налогом на имущество физических лиц

Освобождение от уплаты налога и льготы

В некоторых случаях платить налог на имущество не нужно.

Так, от налога на имущество физических лиц освобождены предприниматели, которые:

Исключением является имущество, налог с которого рассчитывают исходя из кадастровой стоимости. А именно:

  • имущество, которое включено в перечень, утвержденный региональными властями, и опубликовано на их официальном сайте;
  • имущество, которое еще не включено в региональный перечень, но образовано путем раздела объекта из утвержденного перечня.

Найти объект в перечне можно по адресу его нахождения и кадастровому номеру. С такой недвижимости предприниматель обязан заплатить налог независимо от системы налогообложения.

Это следует из положений пункта 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, подпункта 2 пункта 10 статьи 346.43,пункта 7 и абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, существует ряд льгот, которые действуют независимо от применяемого режима налогообложения:

  • федеральные, установленные статьей 407 Налогового кодекса РФ;
  • местные, установленные местным законодательством, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих городов (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Действие федеральных налоговых льгот распространяется на всю территорию России независимо от их упоминания в местном законодательстве. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России (письмо от 5 апреля 2005 г. № 03-06-04-04/18).

Федеральные налоговые льготы установлены для определенных категорий граждан. Например, для инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, участников Великой Отечественной войны, пенсионеров. Полный их перечень приведен в таблице.

Федеральные налоговые льготы подразумевают полное освобождение человека от уплаты налога на имущество. При этом льгота может быть предоставлена только на один объект каждого вида имущества:

  • квартира или комната;
  • жилой дом;
  • специально оборудованное сооружение, помещение, которые используются в качестве творческих мастерских, ателье, студий;
  • жилое помещение, используемое для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, – на период такого их использования;
  • хозяйственное строение и сооружение (площадью до 50 кв. м каждого объекта) на участках, предоставленных для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • гараж или машино-место.

Это следует из положений пунктов 1–4 статьи 407 Налогового кодекса РФ.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении:

  • недвижимости, используемой в предпринимательской деятельности;
  • имущества из перечня, утвержденного региональными властями, а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела такой недвижимости, которые подлежат включению в этот перечень;
  • недвижимости, кадастровая стоимость которой более 300 млн руб.

Это следует из положений пунктов 2 и 5 статьи 407 Налогового кодекса РФ.

Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя) могут быть установлены дополнительные налоговые льготы, основания и условия их использования (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ). Действие местных льгот ограничивается пределами территории соответствующего муниципального образования (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Местные нормативные правовые акты не могут каким-либо образом ограничивать или сужать действие федеральных льгот. Например, предусматривать, что освобождение пенсионеров от уплаты налога действует только в отношении жилых помещений. Если местное законодательство содержит подобное ограничение, нужно применять положения главы 32 Налогового кодекса РФ. То есть пользоваться льготой без ограничения. Такая позиция высказана в определении Верховного суда РФ от 28 августа 2001 г. № 11-Г01-46 и подтверждаетсяписьмом Минфина России от 3 декабря 2010 г. № 03-05-04-01/54.

На предпринимателей данные льготы распространяются в общем порядке вне зависимости от того, использует предприниматель свое имущество в коммерческой деятельности или в личных целях.

Если у предпринимателя возникает право на льготу по налогу на имущество, он должен самостоятельно представить в любую налоговую инспекцию:

  • письменное заявление, составленное в произвольной форме;
  • документы, подтверждающие право на получение льготы.

Об этом сказано в пункте 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ.

Перечень документов, необходимых для получения льгот, приведен в таблице.

Подробнее о порядке применения льгот по налогу на имущество физических лиц см. Кто должен платить налог на имущество физических лиц.

Предприниматели на упрощенке с объектов, которые используют в рамках спецрежима, налог на имущество не платят, за некоторым исключением (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). По объектам, используемым в личных целях, предприниматель на упрощенке признается плательщиком налога на имущество физических лиц (п. 3 ст. 346.11ст. 400 НК РФ).

Предприниматели на ЕНВД с объектов, которые используют в рамках спецрежима, налог на имущество не платят, за некоторым исключением (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Причем по необлагаемым объектам налог на имущество платить не надо независимо от того, учитывается их площадь при расчете единого налога или нет (письма Минфина России от 14 января 2008 г. № 03-11-05/5от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/498).

По объектам, используемым в личных целях, предприниматель на ЕНВД признается плательщиком налога на имущество физических лиц (п. 4 ст. 346.26ст. 400 НК РФ).

Если предприниматель совмещает общую систему налогообложения и уплату ЕНВД, то по объектам, которые используются в рамках спецрежима, налог на имущество платить не нужно за некоторым исключением (п. 4 ст. 346.26подп. 2 п. 10 ст. 346.43п. 7 и абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

При этом облагаются налогом на имущество:

  • объекты, используемые при осуществлении деятельности в рамках общей системы налогообложения;
  • имущество предпринимателя, используемое в личных целях.

Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 346.26 и статьи 400 Налогового кодекса РФ.

Проверка фактического использования предпринимателями имущества в деятельности на спецрежиме осуществляется налоговыми инспекторами в рамках мероприятий налогового контроля (например, при выездных проверках) (письмо Минфина России от 1 февраля 2010 г. № 03-05-04-01/06).

Предприниматели на патенте с объектов, которые используют в рамках спецрежима, налог на имущество не платят, за некоторым исключением (подп. 2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ). По объектам, используемым в личных целях, предприниматель на патентной системе налогообложения признается плательщиком налога на имущество физических лиц (подп. 2 п. 10 ст. 346.43ст. 400 НК РФ).

Подтвердить использование имущества в деятельности на патентной системе налогообложения предприниматель может в том же порядке, что и плательщики ЕНВД, поскольку применение льготы по налогу на имущество физических лиц идентично для обоих спецрежимов. Заявление в инспекцию также подайте впроизвольной форме.

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Что такое рыночная цена

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.

Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:

  • если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
  • если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
  • если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
  • если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
  • если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

Такой порядок следует из положений пунктов 138–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли продавец признать рыночными цены, которые зафиксированы в долгосрочных договорах с покупателями и пересматриваться не могут. Товары он приобретает за валюту, а продает за рубли. Из-за повышения курса валют реальная цена товара к моменту продажи существенно меняется

Да, может, если продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что представители налоговой службы проверяют правильность применения цен только в сделках между взаимозависимыми лицами. В остальных сделках рыночной ценой по умолчанию признается договорная цена. Это прямо следует из положений пункта 1 статьи 105.3 и пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

Однако если участниками сделки являются взаимозависимые лица, а сама сделка попадает в разряд контролируемых, то налоговая служба проверит, соответствуют ли применяемые цены рыночному уровню.

Это следует из положений пунктов 138–12 статьи 105.3, пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Взаимозависимые лица

Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.

На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.

В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.

Доля прямого участия определяется как:

  • доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
  • непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяется как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене. Например, для цепочки, в которую последовательно входят четыре организации – «А», «Б», «В» и «Г», долю участия организации «А» в организации «Г» нужно определять по формуле:

Доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» = Доля прямого участия организации «А» в организации «Б» Доля прямого участия организации «Б» в организации «В» Доля прямого участия организации «В» в организации «Г»


В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируются.

Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ и подтверждаетсяразъяснениями Минфина России.

Пример определения доли косвенного участия с двумя последовательными цепочками

Организация «А» прямо участвует:
– в организации «Б» (доля – 50%);
– в организации «В» (доля – 50%).

Организация «Б» прямо участвует:
– в организации «В» (доля – 49%).

Организация «В» прямо участвует:
– в организации «Г» (доля – 35%).

Звеньями первой цепочки являются: «А», «Б», «В» и «Г».

Звеньями второй цепочки являются: «А», «В» и «Г».

Для определения доли косвенного участия организации «А» в организации «Г»:

– сначала определяется произведение прямых долей по первой цепочке:
50% ? 49% ? 35% = 8,575%;

– затем определяется произведение прямых долей по второй цепочке:
50% ? 35% = 17,5%.

Далее полученные произведения долей суммируются:
8,575% + 17,5% = 26,075%.

Таким образом, доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» составляет 26,07%, что свидетельствует об их взаимозависимости.

Если одна организация участвует в другой организации как прямо, так и косвенно, доля ее участия определяется по формуле:

Доля участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» = Доля прямого участия организации «А» (физического лица) в организации «Г» + Доля косвенного участия организации «А» (физического лица) в организации «Г»


Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

Принцип сопоставления доходов

В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).

Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.

По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:

  • сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
  • публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
  • данные информационно-ценовых агентств;
  • информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.

Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:

  • общедоступные российские и иностранные печатные издания;
  • общедоступные информационные системы;
  • официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.

Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:

Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.

Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.

Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен можно применять:

  • если организация располагает данными о нескольких сопоставимых сделках (в т. ч. и среди своих сделок) и информацией о примененных в них ценах;
  • если организация располагает данными только об одной сопоставимой сделке с информацией о цене. При этом финансовые и (или) экономические условия такой сделки должны быть либо полностью идентичны (сопоставимы) условиям анализируемой сделки, либо сопоставимость обеспечена с помощью корректировок. Кроме того, организация, заключившая сопоставимую сделку, не должна занимать доминирующее положение на соответствующем рынке товаров (работ, услуг).

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что информация о ценах должна быть актуальной. Используйте данные, наиболее близкие по времени к дате анализируемой сделки, или сведения, в отношении которых подтверждается, что сопоставимые цены применялись в том периоде, когда была совершена анализируемая сделка. Это следует из пункта 4 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.

Чтобы установить, соответствует ли цена анализируемой сделки рыночному уровню, придерживайтесь следующего алгоритма:

  • определите интервал (минимальное и максимальное значение) рыночных цен;
  • определите, находится ли цена анализируемой сделки в этом интервале или нет.

Определение интервала цен имеет некоторые особенности, а именно:

  • если организация располагает данными только об одной сопоставимой сделке, то цена этой сделки будет одновременно и минимальным, и максимальным значением рыночной цены (интервалом рыночной цены);
  • если в качестве сопоставимых цен используются биржевые котировки, то интервалом рыночных цен будут зарегистрированные на определенную дату минимальное и максимальное значение цен на идентичные (однородные) товары;
  • если для сопоставления цен используются данные информационно-ценовых агентств, то интервалом рыночных цен будут минимальное и максимальное значения цен в соответствующем периоде времени, указанные в публикации.

Об этом сказано в пунктах 25 и 6 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях интервал рыночных цен определяйте в следующем порядке.

1. Значения цен сопоставимых сделок выстройте по возрастанию (от наименьшей к наибольшей). Допускается, чтобы в такой выборке было два и более одинаковых значения цен.

2. Каждой цене присвойте порядковый номер начиная с наименьшей цены.

3. Определите минимальное значение интервала. Для этого разделите количество ценовых показателей, включенных в интервал, на четыре.

Если при делении получилось целое число, то минимальное значение интервала определите по формуле:

Минимальное значение интервала (минимальная цена) = цена с порядковым номером N + цена с порядковым номером (+1)
2


где N – число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.

Если при делении получилось дробное число, то минимальное значение интервала определите по формуле:

Минимальное значение интервала (минимальная цена) = Цена с порядковым номером, равным значению N, округленному в меньшую сторону до целого числа и увеличенному на единицу


где N – число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.

4. Определите максимальное значение интервала. Для этого умножьте количество ценовых показателей, включенных в интервал, на коэффициент 0,75.
Если при умножении получилось целое число, то максимальное значение интервала определите по формуле:

Максимальное значение интервала (максимальная цена) = цена с порядковым номером N + цена с порядковым номером (+1)
2


где N – число, полученное при умножении количества ценовых показателей на коэффициент 0,75.

Если при умножении получилось дробное число, то максимальное значение интервала определите по формуле:

Максимальное значение интервала (максимальная цена) = Цена с порядковым номером, равным значению N, округленному в меньшую сторону до целого числа и увеличенному на единицу


где N – число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.

5. Сравните цену контролируемой сделки с полученным интервалом. Если цена находится в пределах интервала, то она считается рыночной. Если цена контролируемой сделки окажется ниже минимальной, то для целей налогообложения принимайте минимальное значение интервала.
Если цена сделки будет выше максимального значения интервала, для целей налогообложения принимайте не цену сделки, а максимальное значение интервала.

Об этом сказано в пункте 7 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что применение максимального или минимального значения интервала не должно приводить к уменьшению поступлений налогов в бюджет (абз. 4 п. 7 ст. 105.9 НК РФ). Это общий принцип, который надо учитывать при всех методах расчета. Например, если цена сделки выше максимального значения и продавец решит применить для налогообложения максимальное значение интервала, это приведет к уменьшению поступления налогов в бюджет. Следовательно, продавец обязан применить цену сделки. Во избежание таких ситуаций участникам сделки лучше заранее согласовать такую договорную цену, которая у каждого из них будет соответствовать рыночной (т. е. находиться в пределах интервала рыночных цен).

Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя метод сопоставимых рыночных цен

«Альфа» в течение 2012 года продавала товар ОАО «Производственная фирма "Мастер"» для дальнейшей переработки. «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними, признанный в 2012 году, составил 3,3 млрд руб. Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 3000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн.

Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, договорную цену сделки необходимо проверить на соответствие рыночной цене. С этой целью бухгалтер «Альфы» получил данные об условиях аналогичных сделок у конкурентов и сопоставил эти данные с условиями сделки между «Альфой» и «Мастером». В результате анализа рынка бухгалтер располагал следующими сопоставимыми ценовыми показателями (выборкой): 2950 руб./т, 3150 руб./т, 3100 руб./т и 3200 руб./т.

Определяя интервал рыночных цен, бухгалтер выстроил ценовые показатели в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1. 2950
2. 3100
3. 3150
4. 3200

Количество ценовых показателей равно четырем, поэтому при делении на четыре получается целое число (4 : 4 = 1).

Чтобы определить минимальное значение интервала, бухгалтер использовал два показателя:

  • цену с порядковым номером 1 – 2950 руб./т;
  • цену с порядковым номером 2 – 3100 руб./т.

Среднее арифметическое значение этих величин составляет 3025 ((2950 + 3100) : 2).
Этот показатель равен минимальному значению интервала рыночных цен.

Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество ценовых показателей, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является целое число 3 (4 ? 0,75 = 3). Для расчета максимального значения интервала бухгалтер использовал два показателя:

  • цену с порядковым номером 3 – 3150 руб./т;
  • цену с порядковым номером 4 – 3200 руб./т.

Среднее арифметическое значение этих величин составляет 3175 ((3150 + 3200) : 2).
Этот показатель равен максимальному значению интервала рыночных цен.

Таким образом, интервал рыночных цен на товар составляет от 3025 руб./т до 3175 руб./т. Следовательно, цена, примененная в сделке между «Альфой» и «Мастером» (3000 руб./т), не соответствует рыночной цене. Для целей налогообложения «Альфа» должна применять цену 3025 руб./т (минимальное значение интервала цен).

В течение 2012 года бухгалтер «Альфы» пользовался нормами пункта 7 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ и рассчитывал налог на прибыль, исходя из договорной цены сделки (3000 руб./т). В результате по итогам 2012 года налоговая база по налогу на прибыль оказалась занижена. Поэтому бухгалтер принял решение произвести корректировку налогооблагаемой прибыли.

Сумма дохода по сделке исходя из рыночной цены на товар составляет 3 327 500 000 руб. (3025 руб./т ? 1,1 млн т). Эту сумму (вместо суммы 3 300 000 000 руб.) бухгалтер учел в составе доходов от реализации и отразил их в декларации по налогу на прибыль за 2012 год. При расчете налога на прибыль по сроку уплаты до 28 марта 2013 года бухгалтер рассчитал сумму налога с учетом рыночного дохода по сделке.

Пени на сумму налога на прибыль с доначисленного дохода от реализации не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Метод цены последующей реализации

Метод цены последующей реализации является приоритетным в ситуации, когда товар, приобретенный по контролируемой сделке, в дальнейшем без какой-либо переработки перепродается лицам, которые не признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.10 НК РФ). При этом требуется сопоставить валовую рентабельность того, кто перепродает товар, с интервалом валовой рентабельности сопоставимых сделок по перепродаже (п. 1 ст. 105.10 НК РФ). В результате этого удается определить, соответствует ли цена сделки по приобретению товара рыночному уровню.

При определении валовой рентабельности сделки по перепродаже нужно учитывать одну особенность. Если организация, перепродающая товар, реализует его по разным ценам, сначала необходимо рассчитать средневзвешенную цену. И уже на основе полученной цены определять показатель валовой рентабельности сделки по перепродаже.
Об этом сказано в пункте 3 статьи 105.10 Налогового кодекса РФ.

Чтобы определить интервал валовой рентабельности, используйте тот же алгоритм, что и при методе сопоставимых цен. При этом вместо ценовых показателей в расчет включайте показатели валовой рентабельности реализованной продукции. Такую валовую рентабельность рассчитайте по формуле:

Валовая рентабельность реализованной продукции = Валовая прибыль : Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Если по результатам сравнения валовая рентабельность окажется ниже рыночной (минимального значения интервала), то цену сделки для целей налогообложения придется уменьшить до минимального значения интервала. Когда же валовая рентабельность, напротив, завышена, цену скорректируйте с учетом максимального значения интервала. При этом придерживайтесь общего принципа трансфертного ценообразования для целей налогообложения.

Об этом сказано в пунктах 456 и 7 статьи 105.10 Налогового кодекса РФ.

Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя метод цены последующей реализации

Организация «Альфа» в течение 2012 года продавала товар организации «Мастер» для дальнейшей переработки. «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними, признанный в 2012 году, составил 3,3 млрд руб. Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 2000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн.

«Мастер» перепродает товар (без какой-либо переработки) по цене 5000 руб. за тонну нескольким покупателям, не являющимся взаимозависимыми лицами с организацией «Мастер». Валовая рентабельность реализованной продукции «Мастера» – 0,60.

Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, надо проверить, соответствует ли договорная цена сделки рыночной. С этой целью бухгалтер «Альфы» рассчитал показатели валовой рентабельности реализованной продукции у сопоставимых с «Мастером» организаций. Все данные он брал из бухгалтерской отчетности. Сопоставимые показатели валовой рентабельности получились следующие: 0,32; 0,39; 0,35 и 0,41.

Определяя интервал валовой рентабельности, бухгалтер выстроил полученные значения в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1) 0, 32;
2) 0, 35;
3) 0, 39;
4) 0, 41.

Количество показателей валовой рентабельности равно четырем, поэтому при делении на четыре получается целое число (4 : 4 = 1).

Чтобы определить минимальное значение интервала, бухгалтер использовал два показателя:

  • рентабельность с порядковым номером 1 – 0, 32;
  • рентабельность с порядковым номером 2 – 0, 35.

Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,34 ((0, 32 + 0,35) : 2).
Этот показатель равен минимальному значению интервала валовой рентабельности.

Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество показателей валовой рентабельности, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является целое число 3 (4 ? 0,75 = 3). Для расчета максимального значения интервала бухгалтер использовал два показателя:

  • валовая рентабельность с порядковым номером 3 – 0, 39;
  • валовая рентабельность с порядковым номером 4 – 0, 41.

Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,40 ((0,39 + 0,41) : 2).
Этот показатель равен максимальному значению интервала валовой рентабельности.

Таким образом, интервал валовой рентабельности – от 0,34 до 0,40. Валовая рентабельность «Мастера» не соответствует рыночной (0,60 > 0,40). Следовательно, цена, примененная в сделке между «Альфой» и «Мастером» (2000 руб./т), не соответствует рыночной цене. Исходя из максимального значения рентабельности 0,4, наценка (цена реализации – цена закупки) организации «Мастер» должна быть равна 2000 руб./т (5000 руб./т ? 0,4).

Соответственно, рыночная цена товара в сделке между «Альфой» и «Мастером» должна составить 3000 руб./т (5000 руб./т – 2000 руб./т).

Затратный метод

Затратный метод основан на том же принципе, что и метод сопоставимых цен – принципе соответствия определенному интервалу. Разница заключается лишь в том, что для расчетов принимаются показатели валовой рентабельности затрат. Валовая рентабельность затрат продавца сопоставляется с валовой рентабельностью затрат сопоставимых организаций. Расчет показателей производится на основании данных бухгалтерской отчетности с учетом особенностей, указанных в пунктах 56 и 7 статьи 105.8 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу для сопоставления надо брать показатели минимум четырех организаций. Однако, если информации о таком количестве организаций нет, допустимо использовать меньшее количество показателей.

Для расчета валовой рентабельности затрат используйте формулу:

Валовая рентабельность затрат = Валовая прибыль : Себестоимость проданных товаров (работ, услуг)


Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 и пункте 3 статьи 105.8, пункте 1 статьи 105.11 Налогового кодекса РФ.

Чтобы определить интервал рентабельности, используйте тот же алгоритм, что и при методе сопоставимых цен. При этом вместо ценовых показателей в расчет включайте показатели рентабельности.

Если по результатам расчета валовая рентабельность продавца ниже рыночной (минимального значения интервала), цену сделки для целей налогообложения необходимо скорректировать. Для этого используйте показатель фактической себестоимости и показатель минимального значения интервала. Если же фактическая валовая рентабельность завышена, цена корректируется с учетом максимального значения интервала. При этом корректировки должны соответствовать общему принципу трансфертного ценообразования для целей налогообложения.

Об этом сказано в пунктах 45 и 6 статьи 105.11 Налогового кодекса РФ.

Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя затратный метод

Организация «Альфа» в течение 2012 года продавала товар организации «Мастер» для дальнейшей переработки. «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними, признанный в 2012 году, составил 3,3 млрд руб. Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 3000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн. Себестоимость проданного товара составляет 2800 руб. за тонну. Валовая рентабельность затрат – 0,075.

Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, надо проверить, соответствует ли договорная цена сделки рыночной. С этой целью бухгалтер «Альфы» рассчитал показатели валовой рентабельности затрат по сделкам сопоставимых организаций. Все данные он брал из бухгалтерской отчетности. Сопоставимые показатели валовой рентабельности получились следующие: 0,062; 0,072; 0,069 и 0,085.

Определяя интервал валовой рентабельности затрат, бухгалтер выстроил показатели рентабельности в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1) 0,062;
2) 0,069;
3) 0,072;
4) 0,085.

Количество показателей рентабельности равно четырем, поэтому при делении на четыре получается целое число (4 : 4 = 1).

Чтобы определить минимальное значение интервала, бухгалтер использовал два показателя:

  • рентабельность с порядковым номером 1 – 0,062;
  • рентабельность с порядковым номером 2 – 0,069.

Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,066 ((0,062+ 0,069) : 2).
Этот показатель равен минимальному значению интервала валовой рентабельности затрат.

Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество показателей рентабельности, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является целое число 3 (4 ? 0,75 = 3). Для расчета максимального значения интервала бухгалтер использовал два показателя:

  • рентабельность с порядковым номером 3 – 0,072;
  • рентабельность с порядковым номером 4 – 0,085.

Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,079 ((0,072 + 0,085) : 2).
Этот показатель равен максимальному значению интервала валовой рентабельности затрат.

Таким образом, интервал валовой рентабельности затрат составляет от 0,066 до 0,079. Валовая рентабельность продавца соответствует рыночной (0,066 < 0,075 < 0,0079). Следовательно, цена, примененная в сделке между «Альфой» и «Мастером» (3000 руб./т), также соответствует рыночной цене. Цену сделки для целей налогообложения бухгалтер корректировать не стал.

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности в целом идентичен затратному методу. Есть лишь два отличия. Во-первых, по результатам сопоставления рентабельности корректируется (если необходимо) не цена сделки, а прибыль (доход, выручка) от нее. Во-вторых, для расчета используются любые из следующих показателей рыночной рентабельности:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность затрат;
  • рентабельность коммерческих и управленческих расходов;
  • рентабельность активов;
  • иной показатель рентабельности.

Для расчета показателей воспользуйтесь следующими формулами:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж : Выручка от продаж (за минусом НДС и акцизов)
Рентабельность затрат = Прибыль от продаж : Себестоимость проданных товаров (работ, услуг)
+
Коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг)

Рентабельность коммерческих и управленческих расходов = Валовая прибыль : Коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг)
Рентабельность активов = Прибыль от продаж : Текущая рыночная стоимость (при отсутствии информации – балансовая стоимость) оборотных и внеоборотных активов, которые прямо или косвенно использованы в контролируемой сделке


Такие правила установлены пунктом 1 статьи 105.8 и пунктом 3 статьи 105.12 Налогового кодекса РФ.

Выбор конкретного показателя рентабельности с целью сопоставления производите с учетом особенностей, указанных в пунктах 456 и 7 статьи 105.12 Налогового кодекса РФ.

Пример, как определить, соответствует ли цена контролируемой сделки рыночному уровню, используя метод сопоставимой рентабельности продаж

Организация «Альфа» в течение 2012 года продавала товар организации «Мастер». «Альфа» и «Мастер» являются взаимозависимыми лицами. Обе организации зарегистрированы на территории России, являются плательщиками НДС (без освобождения) и не относятся к плательщикам НДПИ. Совокупный доход по сделкам между ними, признанный в 2012 году, составил 3,3 млрд руб. Согласно условиям сделки договорная цена проданного товара составляет 2000 руб. за тонну. Товар продан в объеме 1 100 000 тонн. Рентабельность продаж – 0,30. Прибыль – 660 000 000 руб. Таким образом, фактическая рентабельность продаж составила 0,30 (660 000 000 руб.: 1 100 000 т ? 2000 руб./т).

Поскольку сделка между «Альфой» и «Мастером» признается контролируемой, надо проверить, соответствует ли договорная цена сделки рыночной. С этой целью бухгалтер «Альфы» рассчитал показатели рентабельности продаж сопоставимых организаций. Все данные он брал из бухгалтерской отчетности. Сопоставимые показатели рентабельности продаж получились следующими: 0,32; 0,39; 0,35 и 0,41.

Определяя интервал рентабельности продаж, бухгалтер выстроил показатели рентабельности в порядке возрастания, присвоив им порядковые номера:
1) 0,32;
2) 0,35;
3) 0,39;
4) 0,41.

Количество показателей рентабельности равно четырем, поэтому при делении на четыре получается целое число (4 : 4 = 1).

Чтобы определить минимальное значение интервала, бухгалтер использовал два показателя:

  • рентабельность с порядковым номером 1 – 0,32;
  • рентабельность с порядковым номером 2 – 0,35.

Среднее арифметическое значение этих величин составляет 0,34 ((0, 32 + 0, 35) : 2).
Этот показатель равен минимальному значению интервала рентабельности продаж.

Чтобы определить максимальное значение интервала, бухгалтер умножил количество показателей рентабельности, включенных в интервал, на коэффициент 0,75. Результатом является целое число 3 (4 ? 0,75 = 3). Для расчета максимального значения интервала бухгалтер использовал два показателя:

  • рентабельность продаж с порядковым номером 3 – 0, 39;
  • рентабельность продаж с порядковым номером 4 – 0, 41.

Среднее арифметическое значение этих величин 0,40 ((0,39 + 0,41) : 2).
Этот показатель равен максимальному значению интервала рентабельности продаж.

Таким образом, интервал рентабельности продаж составляет от 0,34 до 0,40. Рентабельность продаж продавца не соответствует рыночной (0,30 < 0,34). Следовательно, цена, примененная в сделке между «Альфой» и «Мастером» (2000 руб./т), не соответствует рыночной цене. Для целей налогообложения бухгалтер «Альфы» скорректировал прибыль по сделке с «Мастером» исходя из минимального значения рентабельности 0,34. В результате корректировки прибыль составила 748 000 000 руб. ((1 100 000 т ? 2000 руб./т ? 0,34). В состав внереализационных доходов бухгалтер дополнительно включил 88 000 000 руб. (748 000 000 руб. – 660 000 000 руб.).

Метод распределения прибыли

Суть метода заключается в том, что фактическое распределение прибыли между сторонами контролируемой сделки сравнивается:

  • либо с распределением прибыли между сторонами сопоставимой сделки;
  • либо с расчетным распределением прибыли между сторонами той же контролируемой сделки.

Этот метод можно применять в двух вариантах: распределяя совокупную прибыль сторон сделки либо распределяя остаточную прибыль сторон сделки (п. 6 ст. 105.13 НК РФ).

Для использования первого варианта достаточно определить величину совокупной прибыли – это сумма операционной прибыли всех сторон контролируемой сделки за анализируемый период (п. 7 ст. 105.13 НК РФ).

При втором варианте дополнительно необходимо найти показатель остаточной прибыли. Для этого любым из рассмотренных методов (кроме метода распределения прибыли) определите расчетную прибыль (убыток) каждой стороны контролируемой сделки. Затем сложите полученные показатели. Результат сложения нужно вычесть из совокупной прибыли. Сумма остатка и будет остаточной прибылью (убытком). Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 105.13 Налогового кодекса РФ.

Распределение совокупной (во втором варианте – остаточной) прибыли производите с учетом степени участия каждой стороны в контролируемой сделке. В свою очередь степень участия сторон определяйте на основании показателей, влияющих на величину прибыли (убытка) по контролируемой сделке. Примерный перечень таких показателей приведен в пункте 10 статьи 105.13 Налогового кодекса РФ. Среди них:

  • размер затрат на создание нематериальных активов, использованных в сделке и влияющих на ее финансовый результат;
  • характеристики персонала (численность, квалификация, трудозатраты, величина расходов на оплату труда);
  • рыночная стоимость активов, использованных в сделке и влияющих на ее финансовый результат.

После распределения прибыли (совокупной – по первому варианту, остаточной – по второму) с учетом степени участия каждой стороны контролируемой сделки расчет по первому варианту готов. А для второго варианта готов только один из показателей – остаточная прибыль каждой из сторон сделки.

При расчете по второму варианту (распределение остаточной прибыли) дополнительно нужно найти итоговую величину прибыли каждой из сторон сделки. Для этого по каждой из сторон сделки сложите остаточную прибыль и расчетную прибыль соответственно (п. 9 ст. 105.13 НК РФ). Таким образом будут определены необходимые показатели для сопоставления по второму варианту.

После этого нужно сравнить фактическое распределение прибыли (убытка) с расчетным. Если фактические показатели прибыли (убытка) контролируемой сделки отличаются от расчетных, скорректируйте налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с порядком, изложенным в пункте 13 статьи 105.13 Налогового кодекса РФ. При этом корректировки должны соответствовать общему принципу трансфертного ценообразования для целей налогообложения.

Соглашение о ценообразовании

Соглашение о ценообразовании является дополнительным инструментом контроля применения рыночных цен для целей налогообложения.

Соглашение может быть заключено между ФНС России и:

  • конкретной организацией;
  • группой взаимозависимых организаций, которые совершают однородные контролируемые сделки;
  • организацией и налоговым (иным уполномоченным) органом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Порядок заключения такого соглашения должен быть установлен Минфином России.

Соглашение носит добровольный характер, и заключать его вправе только те организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками.

Основная задача соглашения – документально закрепить порядок ценообразования, который:

Это следует из положений пунктов 1–3 статьи 105.19, пунктов 1–3 статьи 105.20, пункта 1 статьи 105.23 Налогового кодекса РФ.

В соглашении должны быть оговорены следующие обязательные условия:

  • виды (перечни) сделок и товаров (работ, услуг), на которые распространяется согласованный порядок ценообразования;
  • порядок определения цен (применения методов, формул) для целей налогообложения;
  • перечень источников информации, используемых для определения сопоставимости цен;
  • перечень документов, которые подтверждают исполнение соглашения, а также порядок и сроки их представления;
  • срок действия соглашения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 4 статьи 105.19 Налогового кодекса РФ.

Примерная структура соглашения о ценообразовании приведена в приложении 3 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85.

Соглашение о ценообразовании действует в течение согласованного сторонами срока, но не более трех лет. В дальнейшем его можно продлить на срок до двух лет. По общему правилу соглашение вступает в силу с 1 января года, следующего за тем, в котором оно было подписано. Однако допускается, чтобы соглашение вводилось в действие «задним числом»: с 1 января года, в котором организация подала заявление о заключении соглашения. Такой вариант возможен, если он согласован с налоговой службой и прописан непосредственно в соглашении о ценообразовании. Это следует из пунктов 123 и 4 статьи 105.21 Налогового кодекса РФ иразъяснений Минфина России. Воспользовавшись этим вариантом, организация, заключившая соглашение, например, в апреле 2012 года, должна руководствоваться им при контроле за ценами во всех сделках, совершенных с 1 января 2012 года.

Чтобы выяснить целесообразность заключения соглашения о ценообразовании, организация может обратиться в ФНС России для предварительного обсуждения его основных положений. Порядок организации и проведения такого обсуждения приведен в приложении 1 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85.

Чтобы заключить соглашение, в ФНС России нужно подать:

  • заявление о заключении соглашения. Рекомендуемая форма заявления приведена в приложении 2к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85;
  • проект соглашения о ценообразовании. Примерная структура соглашения приведена в приложении 3 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85;
  • документы о деятельности организации, связанной с контролируемыми сделками, в отношении которых планируется заключить соглашение;
  • учредительные документы (копии);
  • свидетельство о госрегистрации (копия);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию (копия);
  • бухгалтерская отчетность за последний отчетный период;
  • платежный документ на перевод госпошлины в размере 1 500 000 руб. (п. 133 ст. 333.33 НК РФ);
  • иные документы, которые имеют значение для заключения соглашения.

Помимо этих документов, организациям рекомендуется подавать дополнительные сведения об их деятельности, которые будут иметь значение при заключении соглашений о ценообразовании. Такие сведения можно представить в виде пояснительной или аналитической записки, примерная структура которой приведена вприложении 4 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85.

Поданное заявление организация вправе отозвать. При этом госпошлина за рассмотрение такого заявления возврату не подлежит.

Документы должны быть рассмотрены в течение шести месяцев с даты их получения. Данный срок может быть продлен до девяти месяцев. После этого ФНС России вынесет одно из следующих решений:

  • о заключении соглашения о ценообразовании;
  • об отказе в заключении соглашения (с мотивировкой отказа);
  • о необходимости доработки проекта соглашения.

Принятое решение должно быть направлено организации по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения.

Об этом сказано в пунктах 1456 и 11 статьи 105.22 Налогового кодекса РФ и приложении 1 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85. Формы решений о заключении (отказе в заключении) соглашения о ценообразовании, а также о необходимости доработки проекта соглашения утверждены приказом ФНС России от 26 марта 2012 г. № ММВ-7-13/182.

Если организация получила решение о необходимости доработки проекта соглашения, она вправе подать повторное заявление о заключении соглашения. Рекомендуемая форма такого заявления приведена вприложении 2 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4-12/85. Повторно поданное соглашение (доработанное) ФНС России рассматривает в течение трех месяцев без дополнительного взимания госпошлины.

Если организация получила решение об отказе, то его можно обжаловать в суде.

Копию подписанного соглашения о ценообразовании ФНС России направит в налоговую инспекцию по месту учета организации.

Такой порядок предусмотрен пунктами 79 и 10 статьи 105.22 Налогового кодекса РФ.

Процесс заключения соглашения о ценообразовании в виде блок-схемы представлен в приложении 5 к письму ФНС России от 12 января 2012 г. № ОА-4

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Таблица: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке1
Стороной сделки является иностранное лицо
Сделки междувзаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) Любые Любая Отсутствуют
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Любая Отсутствуют
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти)2;
  • черные металлы;
  • цветные металлы2;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы2;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н
(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Любые Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки междувзаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 100 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или являетсяучастником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта(соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правиламстатьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 1 млрд руб.
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ип. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее, и убытки, приравненные к внереализационным расходам)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ,письмо Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-01-18/31694)
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Любая Отсутствуют
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти)2;
  • черные металлы;
  • цветные металлы2;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы2;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют

1 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

  • в качестве года принимается один календарный год;
  • в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса РФ, в расчет не включаются);
  • учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2014 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ иписьма Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-01-18/349.

Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФписьмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

2 Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598

4. Письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145

О применении положений статьи 105 3 Налогового кодекса Российской Федерации

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение Федеральной налоговой службы в отношении применения положений статьи 105_3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Статьей 105_3 Кодекса установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Положения данной статьи должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях (товарообменные операции, реализация на безвозмездной основе) налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленномустатьей 105_3 Кодекса При этом, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса.
Нормы пункта 1 статьи 105_3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" при определении цен в сделках для целей налогообложения. При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом "вытянутой руки".
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - ЦА ФНС России).
По нашему мнению, исходя из совокупности норм Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105_14 Кодекса, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.
В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНСРоссии проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105_17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, представление уведомления и подготовка документации в соответствии со статьей 105_15 Кодекса, не предусмотрены. При этом, по нашему мнению, контроль соответствия цен в таких сделках может осуществляться в следующем порядке.
В случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов*. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105_3 Кодекса (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14_3 Кодекса.
В отношении сделок, в которых налогоплательщиками искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, считаем необходимым устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105_1 Кодекса, или признавать сделку контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105_14 Кодекса.
В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14_3 Кодекса.

15.02.2015г.

С уважением, Ольга Пушечкина,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка