Если здание завода не введено в эксплуатацию, то стоимость кондиционера может быть учтена как в составе первоначальной стоимости здания, так и отдельно.
Поскольку кондиционер имеет меньший срок полезного использования, чем здание, его следует учесть в качестве отдельного объекта основных средств.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: К какой амортизационной группе относятся холодильник, стиральная машина, вентилятор и кондиционер
По Классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, холодильник, стиральная машина, вентилятор и кондиционер входят в подкласс «приборы бытовые» (код 16 293 000). Согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, коду 16 293 0000 соответствует третья амортизационная группа (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно).*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация: Кондиционеры в офисе: покупка и монтаж
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Бухучет кондиционеров ведется на счете 01
Кондиционеры отвечают всем критериям основных средств (), поэтому они отражаются в составе такого имущества на «Основные средства».*
Как следует из пунктов и ПБУ 6/01, основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. В данном случае это непосредственно стоимость кондиционерапо договору с учетом затрат на его доставку и монтаж.
Если турфирма купила дешевый кондиционер
Кондиционер, который обошелся турфирме (с учетом стоимости его доставки и установки) не дороже 20 000 руб., можно отразить в бухучете в составе материально-производственных запасов. Правда, поступить так можно, только если указанный лимит закреплен в учетной политике турфирмы ().
Кондиционеры, отнесенные к основным средствам организации, амортизируются. Амортизация начисляется в течение всего срока использования кондиционера. Обычно, чтобы избежать расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета, фирмы устанавливают по имуществу единый срок полезного использования, руководствуясь при этом , включаемых в амортизационные группы (она утверждена ). Правда, кондиционеры в ней не поименованы. Поэтому, чтобы определить, к какой группе относится такое имущество, сначала нам нужно обратиться к (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Именно этот документ использовался при разработке Классификации основных средств и содержит их расширенный перечень.
Итак, согласно , бытовые кондиционеры имеют код 16 2930274 и относятся к группе «Приборы бытовые» (код 16 2930000). Такое имущество, согласно , относится к третьей амортизационной группе. Значит, срок полезного использования кондиционера может быть установлен в диапазоне свыше трех лет до пяти лет включительно (от 37 до 60 месяцев).
Понятно, что, как при приобретении и монтаже любых объектов основных средств, в турфирме должны быть договоры, накладная, акт сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактуры.
При этом для учета кондиционеров применяются следующие унифицированные формы: , , , , утвержденные .
Напомним, что при принятии кондиционера на учет в качестве основного средства будет увеличена облагаемая база по налогу на имущество. Ведь остаточная стоимость имущества (по данным бухучета) учитывается при расчете этого налога (, Налогового кодекса РФ).
Журнал «Учет в туристической деятельности» № 9, Сентябрь 2010
3. Рекомендация: Введение объекта в эксплуатацию
Как правило, современные строительные объекты имеют сложную начинку в виде различных систем (пожарной, охранной, прочих автоматизированных систем), а также внешних инженерных сетей, дорог, благоустройства. Как лучше в этом случае вводить в эксплуатацию основное средство?
Как учитывать объект
Рассмотрим практическую ситуацию.
Организация строит здание с привлечением подрядной фирмы на все работы – от возведения и полной начинки в виде различных систем (пожарной, охранной, прочих автоматизированных систем) до внешних инженерных сетей, дорог, благоустройства. Как лучше ввести в эксплуатацию здание: отдельными объектами с определением соответствующих амортизационных групп (например, само здание, система внутреннего водоснабжения и канализации, лифт, эскалатор, система вентиляции и кондиционирования) или целиком здание? При этом руководство поставило задачу ввести его в недостроенном виде (поскольку разрешение на ввод уже получено и право собственности зарегистрировано). По факту здание построено, идут отделочные работы, оснащение автоматизированными системами, лифтами и прочим оборудованием. От руководства поступило предложение ввести так как есть, а остальное считать достройкой?.
Учет основных средств: теоретический аспект
В соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. В последнем случае – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Вместе с тем при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Именно это обстоятельство заставляет многие организации задуматься над тем, что конкретно отнести к инвентарному объекту.*
На самом деле, что такое часть объекта, сроки полезного использования которой существенно отличаются от объекта в целом, определить непросто. Трактовка этого понятия весьма субъективна.
Например, как было указано выше, инвентарным объектом могут быть:
- объекты со всеми приспособлениями (далее – объекты);
- конструктивно обособленный предмет (далее – предметы);
- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (далее – комплексы).
При этом про существенно отличающиеся сроки полезного использования частей речь идет только относительно объектов. Но не о частях предметов или частях комплексов.
Что такое часть объекта, действующие нормативные документы не поясняют. Применительно к объектам недвижимости это может быть и отдельное помещение, и отдельный конструктивный элемент. А может быть и оборудование, смонтированное внутри объекта.
Варианты возможны
Когда нет четкого определения, следует руководствоваться профессиональным суждением.* Это, например, вытекает из пункта 9 МСФО 16 «Основные средства», который вообще не дает перечня возможных единиц учета основных средств.
Таким образом, организации прежде всего следует полагаться на свое профессиональное суждение.
Профессиональное суждение не предполагает какой-либо один метод учета. Решение принимается на основании всестороннего анализа хозяйственной деятельности организации. Поэтому в рассматриваемом случае возможны оба варианта: как учет объекта в целом со всеми приспособлениями, принадлежностями и оборудованием, так и выделение отдельных частей в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
Что касается того обстоятельства, что здание не достроено, но разрешение на ввод и свидетельство на право собственности получены, то рассматривать такую ситуацию с точки зрения нормативных документов не имеет смысла, поскольку нарушены нормы законодательства, касающиеся порядка получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Так, согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Работы на объекте в полном объеме не выполнены. Даже необходимое для эксплуатации оборудование не установлено. А рассматривать в статье понятийную ситуацию мы не можем.
Если здание учтено в составе основных средств в соответствии с требованиями ПБУ 6/01, то возможно изменение его первоначальной стоимости в результате достройки или дооборудования.
Если учесть, что на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию все работы, предусмотренные проектом, должны быть завершены, то под достройкой следует понимать дополнительные работы по изменению первоначальных характеристик здания, которые осуществляются на основании отдельных проектных решений.
При этом расходы на достройку и дооборудование объекта основных средств учитываются отдельно по дебету счета 08 до окончания таких работ. После того как все работы выполнены, стоимость расходов на достройку или дооборудование должна быть отнесена на увеличение первоначальной стоимости объекта.
Важно запомнить
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника и др. ( п. 5 ПБУ 6/01 ).
Журнал «Учет в строительстве» № 2, Февраль 2013
09.07.2014 г.
С уважением,
Евгения Шарабанова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».