Вам надо представить уточненную справку по форме 2-НДФЛ. Только в данной ситуации это будет сообщение о том, что у организации нет возможности дополнительно удержать налог. Ведь сотрудник уже уволился. Поэтому в шапке документа в поле «Признак» поставьте цифру 2. В полях «№ ____» и «от ____» напишите номер ранее представленной справки. А дату ставьте уже новую, текущую.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно
Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.*
Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).
Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан произвести удержание налога со всей суммы доходов, в том числе и с доходов, выплаченных ранее (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты он не вправе (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Внимание: за неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога налоговые агенты несут ответственность по статье 123 Налогового кодекса РФ. В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 199.1 УК РФ).
Налоговая ответственность предусмотрена в виде следующих санкций:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 и 7 ст. 75 НК РФ);
- штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ).
Пени рассчитают так:
Пени |
= |
Не уплаченный в срок налог |
? |
Количество календарных дней просрочки |
? |
1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки |
Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки рассчитывают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России и финансовом органе) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.
Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:
- решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
- решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.
В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.
Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Штрафа по НДФЛ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом арбитражные суды подтверждают, что налоговый агент не обязан за счет собственных средств перечислять в бюджет налог, удержать который он не имел возможности (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, определение ВАС РФ от 4 февраля 2008 г. № 385/08, постановления ФАС Центрального округа от 20 сентября 2007 г. № А23-3907/05А-5-385, Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2008 г. № А33-10850/07-Ф02-1418/08, от 18 июля 2006 г. № А33-5710/05-Ф02-3461/06-С1, Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. № А42-8832/2006, Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2007 г. № Ф08-403/07-177А). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Уголовная ответственность может наступить за недоимку по НДФЛ в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.
К уголовной ответственности могут привлечь человека, на которого фактически возложены обязанности по расчету, удержанию или перечислению налога. Им может быть:
- руководитель (сотрудник, выполняющий его функции);
- главный бухгалтер (сотрудник, выполняющий его функции);
- другой сотрудник, на которого возложены обязанности по расчету, удержанию и перечислению налога.
Обязательным условием уголовной ответственности является наличие личных интересов в неисполнении обязанностей налогового агента (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64). Например, если сотрудники организации присвоили суммы удержанного налога. Личный интерес может быть и неимущественным (например, семейственность или желание приукрасить реальное состояние дел).
Об этом говорится в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Меры налоговой ответственности за совершение преступлений налоговыми агентами приведены в таблице «Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства».
Дополнительным наказанием может быть лишение руководителя, главного бухгалтера или другого сотрудника организации права занимать определенные должности (ст. 199.1 УК РФ).
Информирование налоговой инспекции
О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Это нужно сделать в течение месяца после окончания налогового периода, в котором такие доходы были выплачены (т. е. до 1 февраля следующего года).*
Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.
Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337.
Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа составит:
- 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
- от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).
Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).
Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).
После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если в следующих налоговых периодах у него есть (появится) такая возможность. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12. В этом случае заплатить НДФЛ человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором он получил доходы, с которых налоговый агент не смог удержать налог (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация: Как составлять справку по форме 2-НДФЛ
Уточненные справки
Если после сдачи справки в налоговую инспекцию налог был пересчитан, составьте новую справку по форме 2-НДФЛ. При ее оформлении в полях «№ __» и «от __» укажите номер ранее представленной справки и новую дату составления. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2975.*
Составлять уточненные справки 2-НДФЛ в отношении сотрудников, которые по итогам налогового периода приобрели статус резидента, не требуется. В таких случаях перерасчет НДФЛ и возврат излишне удержанных сумм осуществляет не налоговый агент, а налоговые инспекции на основании деклараций по форме 3-НДФЛ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Об этом сказано в письме Минфина России от 29 ноября 2012 г. № 03-04-06/6-335.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Статья: Подав уточненную справку 2-НДФЛ за уже уволенного сотрудника, придется заплатить штраф
Спрашивает Г.И. Гайнуллина,
бухгалтерООО «Премиум» (г. Казань)
Пришло уведомление из налоговой инспекции. Ревизоры утверждают, что в одной из справок по форме 2-НДФЛ за прошлый год мы неправильно рассчитали налог. Мол, сумма должна быть больше, чем там написано. Мы готовы пересчитать налог. Вот только работник, в справке о доходах которого как раз нашли ошибку, уже уволился. Нужно ли сдавать уточненную 2-НДФЛ?
Отвечает Роман Тимохин,
ведущий эксперт журнала «Главбух»
Да, вам обязательно надо представить уточненную справку по форме 2-НДФЛ.*
Только в вашей ситуации это будет сообщение, предусмотренное пунктом 5 статьи 226 НК РФ, о том, что у компании нет возможности дополнительно удержать налог. Ведь сотрудник уже уволился. Поэтому в шапке документа в поле «Признак» поставьте цифру 2. К слову сказать, в уточненном сообщении в полях «№ ____» и «от ____» напишите номер ранее представленной справки. А дату ставьте уже новую, текущую. Такие рекомендации по заполнению даны в приказе ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611@.*
Хотим вас предупредить. Будьте готовы к тому, что инспекторы предъявят организации штраф на 200 руб. по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Ведь уточненный документ вы сдаете уже после того, как истекли сроки, предусмотренные пунктом 5 статьи 226 НК РФ. Справки с признаком «2» за 2011 год инспекторы ждали до 1 февраля 2012 года.
Журнал «Главбух» № 22, Ноябрь 2012
08.08.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.