Это неверно. Беженцы с оформленным удостоверением приравниваются к гражданам РФ, однако удостоверение не дает им статуса резидента. НДФЛ с них нужно удерживать по ставкам, предусмотренным для нерезидентов (до наступления статуса резидента).
В данный момент сотрудник находится в статусе временно пребывающего. Для оформления сотрудника у организации должно быть разрешение на привлечение иностранных граждан, а у беженца – разрешение на работу.
После заключения трудового договора, об этом необходимо уведомить ФМС. Помимо этого указанные службы необходимо уведомлять: о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, о расторжении трудовых договоров с иностранными сотрудниками.
НДФЛ следует удерживать по ставке для нерезидентов (30%). Взносы в ФСС на травматизм нужно платить в общем порядке. Страховые взносы в ПФР нужно платить, если с сотрудником заключен бессрочный трудовой договор, либо срочный трудовой договор на период более 6 месяцев. Взносы на ОМС и обязательное социальное страхование платить не нужно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Ситуация: как принять на работу гражданина Украины, который подал документы на получение статуса беженца, но еще не получил его
Гражданина Украины, который еще не получил статус беженца, оформляйте на работу как иностранца, прибывшего в Россию в безвизовом порядке.
Иностранцы, ходатайствующие о получении статуса беженца, но пока не получившие его, могут работать на территории России. При этом на них распространяются общие для всех иностранцев правила трудоустройства. В частности, у организации должно быть разрешение на привлечение иностранных граждан, а у беженца – разрешение на работу.
Это следует из подпункта 11 пункта 4 статьи 13, статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, подпункта 8 пункта 1 статьи 6 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2013 г. № А43-19319/2012).*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Исключение составляет ситуация, когда гражданин Украины после прибытия в Россию получил разрешение на временное проживание. В этом случае для трудоустройства разрешение на работу ему получать не нужно. Такой порядок следует из положений статьи 6.1 и подпункта 1 пункта 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Подробнее о том, как принять на работу иностранца с учетом его статуса, см.:
– Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего;
– Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временнопребывающего
Прибывающие без визы
Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.*
Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:
- Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р;
- Правительством РФ и Правительством Республики Македония, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р.
Порядок оформления
Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.
Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*
Ответственность за нарушение правил миграционного учета
Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
- на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.
При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.*
Оформление на работу
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.
Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Помимо этого указанные службы необходимо уведомлять:
- о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147);
- о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).
Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.*
Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Из этих правил есть исключения, в частности, не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан.
Дело в том, что обязанность уведомлять указанные службы распространяется только на иностранных граждан, имеющих разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно поскольку они уравнены в правах в отношении трудовой деятельности с гражданами России (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.*
Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Ответственность за неуведомление ФМС России и службы занятости
Внимание: если организация не уведомит миграционную службу или службу занятости о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, его расторжении или предоставлении такому сотруднику отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более месяца, ей грозит административная ответственность.
Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток);
- на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.*
Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
- на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.
При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы (службы занятости), но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента
образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Рекомендация: Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца
Порядок удержания НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца зависит от двух факторов:
- где он работает (в России или за рубежом);
- какой статус имеет (резидент или нерезидент).*
Ставка НДФЛ
Ставка, по которой нужно удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца, работающего в России, зависит от его статуса (резидент или нерезидент).
С иностранцев-резидентов НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
С иностранцев-нерезидентов НДФЛ удерживайте по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).*
Исключение из этого порядка составляют иностранные сотрудники, которые признаются высококвалифицированными специалистами.
Независимо от налогового статуса все их доходы от трудовой деятельности (в частности, зарплата, предусмотренные трудовым договором надбавки за работу вне места постоянного проживания, вознаграждения членам совета директоров и т. п.) облагайте по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ, письма ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-11/14909 (согласовано с Минфином России), Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-04-06/23539, от 11 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-107). При этом источник выплаты дохода значения не имеет (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-212).
Это правило распространяется только на выплаты, начисленные в период действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Выплаты, начисленные после истечения срока действия договора, облагаются в общеустановленном порядке, то есть по ставке 30 или 13 процентов (в зависимости от налогового статуса специалиста). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-04-06/8-162.
Если высококвалифицированный специалист-нерезидент получает доходы, не связанные с трудовой деятельностью (например, материальную помощь, подарки, доплату к отпуску, компенсацию расходов на питание), то с них налог удерживайте по ставке 30 процентов (письма Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-04-06/6-158, ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735).
Изменение налогового статуса
Со 183-го календарного дня пребывания иностранца в России (в течение 12 следующих подряд месяцев) он становится резидентом. С зарплаты, начисленной после того, как сотрудник приобрел статус резидента, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом статус иностранца (постоянно проживающий или временно проживающий) и срок заключения договора значения не имеют. Кроме того, такие сотрудники приобретают право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).
В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.*
Подробнее о том, как определить продолжительность пребывания человека на территории России, см. Как определить ставку для расчета НДФЛ.
Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и № 03-04-06-01/95.
Если иностранец-резидент увольняется в течение года, НДФЛ, удержанный по ставке 13 процентов, пересчитывать не нужно. Увольнение не влечет за собой изменение налоговой ставки, даже если с начала года такой сотрудник не отработал 183 дня. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация: Как начислить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на выплаты сотрудникам-иностранцам
Выплаты и вознаграждения, начисленные сотрудникам-иностранцам в рамках трудовых отношений, облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. В данном случае статус сотрудника (резидент, нерезидент, постоянно или временно проживающий (пребывающий) в России) значения не имеет. Страховые взносы начисляйте в том же порядке, что и с выплат в пользу российских граждан. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.
С выплат иностранцам, работающим по гражданско-правовым договорам, взносы начисляйте, только если такая обязанность организации предусмотрена договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Рекомендация: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу
Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:
- постоянно проживающих в России;
- временно проживающих в России;
- временно пребывающих в России.*
Пенсионные взносы
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России.
На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии:
1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;
2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года). При этом главное, чтобы договор действовал не меньше шести месяцев именно в рамках календарного года. Если же договор, например, приходится на разные годы, в каждом из которых период его действия – меньше шести месяцев, то сотрудник не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования и на выплаты в его пользу пенсионные взносы начислять не нужно. Причем даже в том случае, если общий срок такого договора и превышает шесть месяцев;
3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;
4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.*
В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436, от 1 апреля 2013 г. № 17-6/3021498-528 и от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342.
На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Взносы на социальное страхование
Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.*
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Взносы на медицинское страхование
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.*
Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Изменение статуса пребывания в России
Ситуация: как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с выплат иностранному сотруднику. В течение года у сотрудника изменился статус пребывания в России
При изменении статуса иностранного сотрудника страховые взносы начисляйте в соответствии с тарифом, установленным для его нового статуса. Это объясняется следующим.
Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит:
- от категории сотрудника (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий, лицо без гражданства);
- наличия статуса высококвалифицированного специалиста (наличие данного статуса в некоторых случаях и вовсе освобождает организацию от уплаты страховых взносов).
В течение года статус иностранца может измениться. Например, он может получить вид на жительство и сменить статус с временно проживающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.
В Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет специальных норм, регулирующих порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.
В месяце, в котором произошло изменение статуса сотрудника, сумму начисленных ему выплат разделите на две части:
- с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
- со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.
Сумму страховых взносов за месяц, в котором у сотрудника изменился статус, определяйте по следующим формулам:*
Сумма пенсионных взносов |
= |
Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса |
? |
Тариф пенсионных взносов |
+ |
Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца |
? |
Тариф пенсионных взносов после изменения статуса* |
Внимание: с 1 января 2014 года не нужно разделять страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Всю сумму взносов в Пенсионный фонд РФ перечисляйте единым платежом. Распределить полученные средства ПФР (страховщик) должен самостоятельно на основании данных персонифицированного учета.
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 13, статей 20.1, 22.2, 33.3 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Сумма взносов на обязательное социальное страхование |
= |
Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения им статуса |
? |
Тариф взносов на обязательное социальное страхование до изменения статуса |
+ |
Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца |
? |
Тариф взносов на обязательное социальное страхование после изменения статуса |
||||||||
Сумма взносов на обязательное медицинское страхование |
= |
Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения им статуса |
? |
Тариф взносов на обязательное медицинское страхование |
+ |
Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца |
? |
Тариф взносов на обязательное медицинское страхование после изменения статуса* |
||||||||
Пример расчета страховых взносов с выплат иностранному сотруднику. В течение календарного года статус сотрудника изменился с временно проживающего на постоянно проживающего
Менеджер А.С. Иванов 7 апреля получил вид на жительство и сменил статус временно проживающего на постоянно проживающего. С января по март его зарплата составила 120 000 руб. Зарплата за апрель – 40 000 руб.
Для расчета страховых взносов за апрель бухгалтер организации разделил зарплату, начисленную Иванову, на две части. В апреле 22 рабочих дня.
Тарифы для начисления страховых взносов с зарплаты Иванова равны:
1) при статусе временно проживающего:
- на финансирование трудовой пенсии – 22%;
- на обязательное социальное страхование – 2,9%;
- на обязательное медицинское страхование – 5,1%.
2) при статусе постоянно проживающего:
- на финансирование трудовой пенсии – 22%;
- на обязательное социальное страхование – 2,9%;
- на обязательное медицинское страхование – 5,1%.
Тарифы страховых взносов не изменились, следовательно, вся сумма начисленной зарплаты с начала года будет облагаться по единому тарифу.
За период с января по апрель с зарплаты Иванова бухгалтер организации начислил страховые взносы в следующих размерах:
– на финансирование трудовой пенсии:
(120 000 руб. + 40 000 руб.) ? 22% = 35 200 руб.;
– на обязательное социальное страхование:
(120 000 руб. + 40 000 руб.) ? 2,9% = 4640 руб.;
– на обязательное медицинское страхование:
(120 000 руб. + 40 000 руб.) ? 5,1% = 8160 руб.*
Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России