Нет, не нужно.
О смене руководителя инспекцию следует уведомить в течении 3-х дней, иначе организацию ждет штраф. Но ЕГРЮЛ не может не содержать сведений о директоре организации. Поэтому подать заявление по форме 14001 организация должна после того, как будет избран новый директор. Если по каким-то причинам директор увольняется без назначения на его место нового (например, при назначении учредителями ВРИО), в ЕГЮЛ остаются сведения о прежнем директоре, до тех по, пока не будет назначен новый. Заявление по форме 14001 в этом случае не подается, даже если с директором трудовой договор расторгается.
Когда организация находится в процессе ликвидации, от ее имени действует ликвидатор, поэтому у организации возникает обязанность уведомить ИФНС о начале процесса ликвидации и назначении ликвидатора. В налоговую инспекцию необходимо представить уведомление о ликвидации ООО по форме № Р15001. При заполнении уведомления в п. 2.1 и 2.2 формы № Р15001 указываются данные о ликвидаторе.
За нарушение срока подачи уведомления по форме № Р15001 ликвидатора могут привлечь к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Наказание за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.
А вот заявление по форме 14001 подавать при указанных обстоятельствах не требуется, поскольку новый директор не назначается. И ответственности за отсутствие такого уведомления не будет.
Обоснование
Из рекомендации И.И. Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Как оформить увольнение генерального директора
Трудовой договор с генеральным директором может быть прекращен:
- по общим основаниям (ст. 77, 81 и 83 ТК РФ);
- по специальным основаниям (п. 4, 9 и 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- по дополнительным основаниям (ст. 278 ТК РФ).
Ситуация: на чье имя генеральный директор должен написать заявление при увольнении по собственному желанию
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
О своем желании досрочно расторгнуть трудовой договор генеральный директор должен уведомить работодателя (единственного участника* (акционера), председателя совета директоров или общего собрания и т. п.) в письменной форме не позднее чем за один месяц до желаемой даты увольнения (ст. 280 ТК РФ).
При увольнении в трудовой книжке генерального директора ссылку сделайте на пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, п. 5.2Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). При этом в графе 4«Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись» укажите решение собственников (реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя), на основании которого увольняется генеральный директор, и заверьте запись печатью организации. Такие разъяснения содержатся вписьме Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ.*
Дополнительные основания увольнения
Трудовой договор с генеральным директором можно расторгнуть по дополнительным основаниям:
- в связи с отстранением от должности в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Если в отношении организации начата процедура банкротства, то арбитражный суд может отстранить от должности руководителя организации-должника по ходатайству временного управляющего имуществом организации (ст. 69 Закона от 26 октября 2006 г. № 127-ФЗ);
- в связи с принятием уполномоченным органом организации (совет директоров, общее собрание участников, общее собрание акционеров, управляющий) либо собственником имущества (уполномоченным собственником лицом) организации решения о досрочном прекращении трудового договора (п. 1 и 2 ст. 32, подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Аналогичное решение может принять собственник имущества унитарного предприятия в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 (п. 2 ст. 278 ТК РФ). При расторжении договора по указанным основаниям генеральному директору выплатите компенсацию не меньше чем в размере трех средних месячных заработков (ст. 181, 278 ТК РФ, определение Конституционного суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 116-О, постановление Конституционного суда РФ от 15 марта 2005 г. № 3-П);
- по основаниям, предусмотренным трудовым договором с руководителем организации (п. 13 ч. 1 ст. 81, ст. 278 ТК РФ). Например, за невыполнение решения общего собрания участников (акционеров), причинение убытков организации или ущерба ее имуществу.
Дополнительные основания для увольнения генерального директора предусмотрены в статье 278 Трудового кодекса РФ.
Документальное оформление
Для прекращения трудовых отношений с генеральным директором (независимо от основания) необходимо решение собственника имущества организации или соответствующего уполномоченного органа*.
Из рекомендации В.Л. Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук.
Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ
Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее.
Обычно внесение изменений в ЕГРЮЛ связано со сменой единоличного исполнительного органа (далее – директор), изменением сведений об участниках (в т. ч. выход и смена участников), сменой видов экономической деятельности.
Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ
В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).*
1. Наименование.
2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).
3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).
4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).
5. Размер уставного капитала.
6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.
7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.*
9. Коды видов экономической деятельности.
10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.
11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.
12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.
13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.
14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).
15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).
16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.
Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.
Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.
Представление документов на регистрацию
Для внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо подать в регистрирующий орган (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)) подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001.*
Из рекомендации Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Как оформить прием на работу генерального директора
Уведомление налоговой инспекции
При смене генерального директора организации необходимо в течение трех дней сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Связано это с тем, что генеральный директор является лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности. Сведения о нем содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому при приеме на работу нового руководителя эти данные должны быть изменены.
Уведомление о смене генерального директора оформите в виде подписанного заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ (заявление по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25).
Подписать такое заявление может новый руководитель организации (письмо ФНС России от 23 августа 2006 г. № ГВ-6-14/846).
Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр»
Как провести ликвидацию ООО
Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам (абз. 1 п. 2 ст. 57 Закона об ООО):
- о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО);
- о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 57 Закона об ООО):
- если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
- если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
- если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.
Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию.
Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр»
Как зарегистрировать ликвидацию ООО
Как уведомить налоговую инспекцию о выполнении того или иного действия в процессе ликвидации ООО
Налоговую инспекцию нужно уведомить о следующих действиях:
- о принятии решения о ликвидации ООО, а также о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора (п. 1, 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации);
- о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Уведомление о начале процедуры ликвидации
Решение о ликвидации ООО принимается общим собранием участников. После проведения собрания в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление о ликвидации ООО по форме № Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). При заполнении уведомления нужно указать, что документ представляется в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (п. 2.1 и 2.2 формы № Р15001). К уведомлению необходимо приложить решение о ликвидации ООО (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации, п. 26 Административного регламента).
Уведомление подписывает руководитель (председатель) ликвидационной комиссии либо ликвидатор.
Обоснование
По закону инспекцию должны уведомить:
- учредители (участники) общества или орган, принявший решение о ликвидации, – когда нужно сообщить о нахождении общества в процессе ликвидации (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации);
- руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор – когда требуется уведомить о формировании ликвидационной комиссии либо назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Вместе с тем, на практике решение о ликвидации ООО принимают, как правило, одновременно с решением о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 57 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). При этом с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст. 57 Закона об ООО). В одном из своих писем ФНС России пояснила, что при подаче в инспекцию уведомления в связи с принятием решения о ликвидации и назначением ликвидационной комиссии или ликвидатора в роли заявителя выступает руководитель ликвидационной комиссии либо ликвидатор (п. 14.2.05.18 приложения кписьму ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@).
Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о ликвидации ООО
Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.
С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» (далее – Закон № 107-ФЗ).
Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о ликвидации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимозасвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов), утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).
Документ необходимо подать в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания участников (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Внимание! За нарушение срока уведомления о ликвидации ООО предусмотрена ответственность.
Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) нарушит срок для подачи уведомления по форме № Р15001, его могут привлечь к административной ответственности в связи с несвоевременной подачей документа (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказание за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.
Вправе ли инспекция отказать в регистрации ликвидации, если уведомление о принятии решения о ликвидации по форме № Р15001 подано с нарушением срока
Нет, не вправе.
Закон предусматривает лишь административную ответственность за нарушение срока, в течение которого должно подаваться уведомление о принятии решения о ликвидации (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Вместе с тем, закон не относит это нарушение к основаниям для отказа в регистрации ликвидации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Следовательно, инспекция обязана принять уведомление, поданное по истечении трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.
Пример из практики: суд признал регистрацию ликвидации законной несмотря на то, что ликвидатор подал уведомление с нарушением срока
Общее собрание участников ООО «Г.» приняло решение о ликвидации общества и назначило ликвидатора. После завершения процесса ликвидации налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО «Г.».
Гражданин Б. (участник ООО «Г.») посчитал, что в процессе ликвидации нарушены его права. По этой причине он обратился в суд с заявлением:
- о признании незаконным решения налоговой инспекции о регистрации ликвидации;
- о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО «Г.».
Один из доводов заявителя – нарушение срока подачи уведомления. Ликвидатор предъявил в налоговую инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации через пять месяцев после проведения общего собрания участников. По закону такое уведомление необходимо подать в инспекцию в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Следовательно, по мнению гражданина Б., регистрацию ликвидации нужно признать недействительной.
Суд не согласился с аргументацией заявителя. Нарушение срока подачи уведомления не является основанием для отказа в регистрации ликвидации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Поэтому действия инспекции нельзя признать незаконными. В итоге суд отказал заявителю в удовлетворении требований (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 октября 2009 г. по делу № А56-9677/2009).
На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации). С этого момента не допускается:
- государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО;
- государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое ООО или которые возникают в результате его реорганизации.
До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о ликвидации общества по форме № С-09-4.
Обоснование
Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только поформе № Р15001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.