Ограничения на льготу по НДФЛ
В общем случае от налогообложения освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам (в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности), не превышающие 4000 руб. за календарный год (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Наряду с этой льготой в пункте 8 статьи 217 НК РФ введен ограниченный перечень выплат в виде материальной помощи физлицам по особым случаям.
В частности, НДФЛ с матпомощи не взимается, елси она выплачивается работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Как видим, в этой норме присутствует сразу несколько ограничений для исключения выплат из-под обложения НДФЛ. Правда, эти ограничения в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не конкретизированы. Их толкование содержится только в комментариях чиновников, хотя со временем они иногда меняются.
Ограничение по сумме выплаты
Чиновники придерживаются мнения, что лимит в 50 000 руб. применяется к сумме выплат обоих родителей ребенка.
В письмах Минфина России от 26.12.12 N 03-04-06/6-367 и ФНС России от 02.04.13 № ЕД-17-3/36 подчеркнуто, что указанный лимит определяется при выплате материальной помощи одному из родителей по их выбору либо двум родителям исходя из расчета общей суммы – 50 000 руб.
Ведомства разъясняют: если оба родителя трудятся в одной организации и каждый из них получил материальную помощь на ребенка, то освобождение этих сумм от налога может осуществляться на основании соответствующего заявления, подписанного обоими родителями.
В письме Минфина России от 01.07.13 № 03-04-06/24978 уточнено, что для подтверждения факта получения (неполучения) материальной помощи одним из родителей может использоваться форма 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год». А Для подтверждения того, что один из родителей не трудится, могут использоваться данные его трудовой книжки, а также справки, выданные органами службы занятости.
Что такое единовременная выплата
Понятия единовременные выплаты, включая материальную помощь в связи с рождением ребенка, для целей применения к ним льготы по НДФЛ, установленной пунктом 8 статьи 217 НК РФ, чиновники толкуют неоднозначно.
В письмах Минфина России от 16.11.05 № 03-05-01-04/360, ФНС России от 10.03.09 № 3-5-04/249 сказано, что под понятие «единовременная материальная помощь» подпадает такая материальная помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели не более одного раза в год по одному основанию. Таким образом, льготы, предоставляемые по разным видам материальной помощи, предоставленным по разным основаниям (к примеру, в связи с рождением ребенка и в связи со смертью члена (членов) семьи работника), не пересекаются и учитываются по отдельности.
Если материальная помощь предоставляется частями в течение налогового периода, то она не может быть признана единовременной вне зависимости от причин, по которым она не выплачивается одной суммой (письмо Минфина России от 22.05.06 № 03-05-01-04/130). То есть раньше специалисты финансового ведомства утверждали, что начиная с выплаты второй части материальной помощи, все последующие части этой суммы облагаются НДФЛ
Позже вышло письмо от 27.08.12 № 03-04-05/6-1006, в котором Минфин России разъяснил, что в случае назначения приказом генерального директора организации выплаты материальной помощи работнику в связи с рождением ребенка порядок этой выплаты (одним или несколькими платежами) для целей освобождения от налогообложения значения не имеет.
Таким образом, на сегодня пока имеет место позиция Минфина России, согласно которой для признания материальной помощи в связи с рождением ребенка единовременной необходимо наличие формального признака: на выплату оформлен только один приказ по организации. При этом количество выплат материальной помощи на основании одного приказа роли не играют. Если, конечно, соблюдается лимит – 50 000 руб. на каждого ребенка.
Основание сохранилось, а сумма изменилась
В письме Минфина России от 16.08.13 № 03-04-06/33543 рассмотрена ситуация, когда в течение года в коллективный договор организации были внесены изменения о повышении размера материальной помощи работникам в связи с рождением ребенка. Чтобы не было дискриминации по отношению к работникам, получившим аналогичные выплаты ранее, в новый коллективный договор были внесены изменения и дополнения. Действие нормы этого документа, касающейся размера единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка, распространяется на все случаи рождения ребенка за период с начала календарного года и до вступления в силу нового коллективного договора.
По отдельным приказам работникам, получившим материальную помощь в прежнем размере, были произведены доплаты до нового размера помощи.
Итак, в данном случае основание для доплаты материальной помощи сохранилось – это по-прежнему появление в семье работника новорожденного. Но сумма выплаты увеличена, причем доплаты производятся по отдельному приказу. Следовательно, нарушается формальный признак для применения льготы.
По мнению чиновников, из-за выпуска организацией нового распорядительного документа указанные выплаты (доплаты) не могут являться единовременными и подлежат налогообложению.
Но отметим: в главе 23 НК РФ понятие «единовременная выплата» не раскрывается. Поэтому в данном случае в принципе можно использовать нормы пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Однако, к сожалению, на сегодня судебная практика по данному вопросу не сформирована.
Проблема со страховыми взносами
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…», объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за некоторыми исключениями).
Аналогичный объект обложения взносами на обязательное страхование от несчастных случаев указан в пункте 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Однако выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ и статье 20.2 Закона № 125-ФЗ, освобождены от начисления страховых взносов.
Так, от начисления страховых взносов освобождены суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Как видим, формулировки льготы по страховым взносам, в отношении сумм материальной помощи практически дословно совпадают с формулировкой льготы по НДФЛ в отношении этих же выплат. Следовательно, у плательщиков страховых взносов могут возникнуть те же проблемы, что и у налоговых агентов по НДФЛ, выплачивающих работникам материальную помощь в связи с рождением ребенка.
Толкование Минфином России этой проблемы для целей НДФЛ известно. Однако Минфин России не компетентен толковать нормы законов по страховым взносам. Этим должны заниматься Минтруд России и ФСС России. И не факт, что по рассматриваемому вопросу мнение специалистов этих ведомств совпадет с мнением Минфина России.
По мнению некоторых судов, в общем случае сверхнормативные суммы материальной помощи в связи с рождением ребенка облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. При этом не имеет значения, из каких средств (к примеру, за счет чистой прибыли) производились выплаты (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.13 № 18АП-5796/2013).
Что касается влияния на исчисление страховых взносов порядка выплаты материальной помощи (по частям), то на сегодня имеется только мнение УФНС России по г. Москве (письмо от 05.10.10 № 16-15/104063) в отношении обычной материальной помощи. Московские налоговики отметили, что Законом № 212-ФЗ не установлен какой-либо порядок выплаты материальной помощи в целях освобождения соответствующих сумм от уплаты страховых взносов, а определена только лишь сумма, в пределах которой объект обложения страховыми взносами не возникает (4000 руб.).
Однако налоговое ведомство тоже не уполномочено разъяснять вопросы исчисления страховых взносов.
Елена Веденина,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)
- Оплата проезда к месту отдыха и обратно в 2024 году в районах Крайнего Севера
- Остатки отпусков: как рассчитать и посмотреть в 1С
- 3 группа инвалидности: льготы и выплаты в 2024 году
Темы: